Анна Закирова
Развитие речи дошкольников с использованием лэпбука
▼ Скачать + Заказать документы
В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т. к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию и формирования культуры речевого общения дошкольников («Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область).
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель организации работы по данному направлению – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Данные статистики речевого развития дошкольников свидетельствуют об увеличении количества детей, имеющих отклонения от нормы (особенно мальчики). Это усугубляется безынициативностью современных родителей к развитию речи своего ребёнка, перекладывающих эту ответственность на дошкольные учреждения. К тому же, практика работы с детьми дошкольного возраста и требования ФГОС ДО мотивируют педагогов искать новые или по-новому сочетать традиционные приёмы и методы работы для успешного развития речи дошкольников.
Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности. В психологии и дидактике описано много приёмов позволяющих заинтересовать и увлечь ребенка, основываясь на ведущей деятельности этого сензитивного периода – игре. В последнее время педагогами дошкольных учреждений стало использоваться новое дидактическое средство – лэпбук.
Лэпбук, или как его еще называют «тематическая папка» это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определённой теме, при этом лэпбук, это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Методика его создания перенята у американских педагогов и родителей, которые активно её используют при обучении детей на дому.
Работая с детьми дошкольного возраста в условиях отсутствия финансирования дидактического и методического обеспечения со стороны государства, можно использовать лэпбук как дидактическое средство для развития речи воспитанников, которое легко изготовить своими руками при небольших затратах. Преимущество его использования в работе с детьми, заключается в следующем: - лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;
- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;
- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.
Лэпбук «Развиваем речь» имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, так как пробуждает творческие способности ребёнка, его самые светлые чувства и мысли. ( спросить: как вы считаете, какие задачи может помочь решить данный лэпбук)
Задачи:
1. Правильно произносить все звуки. 2. Говорить не торопясь, выразительно, поддерживая беседу. 3. Учиться внимательно рассматривать картинку, предмет, составлять рассказ по образцу. 4. Учиться слушать и понимать содержание чистоговорок, загадок. 5. Обогащать словарный запас, использовать в речи предлоги. 6. Развивать зрительное внимание, мышление, память связную речь, фантазию, воображение. В нём имеется всё самое нужное: мнемотаблицы для составления рассказа, чистоговорки, картотека артикуляционной гимнастики, дидактические игры, картинка виммельбух для составления рассказа, так же модуль для развития воздушной струи.
Теперь эта яркая книжечка заняла своё почётное место в уголке. Я, думаю что ребята не потеряют к ней интерес: будут рассматривать, выполнять задания (самостоятельно, делиться впечатлениями.
Конечно, такая работа требует затрат времени и собственных усилий, но результат намного оправдывает эти затраты. Об этом Д. А. Гатовская в своей статье очень точно сказала «Лэпбук – это … полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов».