Екатерина Карцева
Развитие речи детей раннего возраста посредством использования игровой инновационной технологии — лэпбука
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста. Поэтому, так важно уделять особое внимание речевому развитию. (2 СЛАЙД)
Педагог должен способствовать:
• развитию речи как средству общения детей друг с другом, с взрослыми.
• формированию словаря (понимание речи и активизация словаря –способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей)
• обогащению словаря детей: существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования игровой инновационной технологии — лэпбука» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2018
• развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания (умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
• умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
(3 СЛАЙД) Для речевого развития детей раннего возраста должны быть созданы психолого-педагогические условия
• речевое сопровождение всех видов деятельности в течение дня; организация специальных игр и занятий с детьми;
• домашняя жизнерадостная атмосфера комфорта.
• установление с каждым ребёнком эмоциональных и «деловых» контактов.
• чувство уверенности, поддержки со стороны взрослого.
• формирование потребности в общении с взрослыми и сверстниками.
• правильная речь педагога.
Не менее важным является развивающая предметно-пространственная среда. Мы оформили группу так, чтобы дети, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки.
(4 СЛАЙД) Развивающая предметно-пространственная среда, воздействует на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной мыслительной деятельности. Они обеспечивают понимание речи, прочное запоминание, непосредственное включение в практическую деятельность, связывают обучение с жизнью.
(5 СЛАЙД) Одной из форм развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе мы используем игровую инновационную технологию – лэпбук. На практике лэпбук часто используют, начиная с детьми 3 – 4 лет, но мы решили апробировать с детьми раннего возраста. Лэпбук способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса, и обеспечивает живое эмоциональное общение детей с взрослыми, друг с другом.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно - пространственной среде:
трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональность - использование лэпбука в различных видах детской активности; его можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, которая обеспечивает свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;
доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности; использовать его можно в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на участке ДОУ;
насыщенность - среда соответствует содержанию образовательной программы, возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой);
Лэпбук соответствует самому главному требованию к организации РППС - это безопасность.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
В такой папке много необходимой систематизированной информации, в том числе, иллюстративной для изучения и закрепления знаний у детей по определенной теме.
Лэпбук предназначен для индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста и занятий группами, может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, а также использоваться при реализации образовательных областей, предусмотренных основной образовательной программой дошкольной образовательной организации, обеспечивая их интеграцию. (6 СЛАЙД) Лэпбук может решить задачи по развитию речи. Первой из которой, является развитие активной, коммуникативной речи. Работая с лэпбуком, не только, постоянно разговариваешь с ребенком, но и включаешь его в диалог, создавая у него потребность в собственных высказываниях. Чтобы ребенок заговорил, он должен иметь потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу произнести нужное слово) ставит перед ребенком взрослый, используя лэпбук. Например, в лэпбуке «На ферме», есть страница с конвертом «Домашние животные», можно играть с ребенком или подгруппой детей, фронтально со всеми в такие дидактические игры, как «Назови домашних животных», «Чей малыш», «Чья мама», «Кто как кричит». Соответствующие игры можно провести в лэпбуке «Лесные животные» конверт «дикие животные».
На первых этапах развития, речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребенок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому, при рассматривании лэпбука, включенность слов в конкретные действия – важный принцип формирования активной речи.
Например, такое задание в лэпбуке «Цвет. Форма. Величина», «Где какая фигура живет», ребенок вставляя большую или маленькую фигуру в конверт, проговаривает «большой квадрат живет в большом доме, маленький квадрат живет в маленьком доме». Таким образом, ребенок в процессе игры закрепляет понятия «большой», «маленький». Можно также, на этой странице лэпбука можно играть такие дидактические игры «Раздели на группы», «Найди пару», «Найди такую же по форме», «Найди такую же по цвету»
Второй важной линией речевого развития, которую решает лэпбук, является совершенствование так называемой пассивной речи, т. е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5–2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, если они включены в конкретную ситуацию. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте. Также неоценимую роль в этом играет литература. Короткие и простые детские сказки, стишки, народные потешки и загадки дают необходимый материал для речевого развития. Поэтому в лэпбуках включены не только игры, но и, например, загадки. Например, шнуровка в лэпбуках «В саду и в огороде», «Лесные животные» есть загадки про овощи и фрукты, про диких животных.
Центральными и определяющими фигурами в воспитании и развитии малыша являются, естественно, родители. (7 СЛАЙД) К созданию лэпбука мы привлекаем и родителей. Сбор и накопление материала для папки или создание самого лэпбука является одной из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Организуя такую форму работы, мы тем самым выполняем принцип сотрудничества ДОУ с семьей, сформулированный в ФГОС ДО.
С педагогами мы делились опытом на тему: «Игровая инновационная технология - лэпбук»; «Проект «Лэпбук – детям друг!», также для педагогов была представлена выставка: «Лэпбук – это интересно»
(8 СЛАЙД) В результате использования данной игровой инновационной технологии – лэпбук: дети интересуются, часто берут и активно действует с ними; эмоционально вовлечены в действия с лэпбуками;
владеют активной речью, включаются в общение; могут обращаться с вопросами и просьбами, понимают речь взрослых; знают названия окружающих предметов; стремятся к общению со взрослыми и активно подражают им в движениях и действиях; появляются игры, в которых дети воспроизводят действия взрослого; проявляют интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями, и подражают им; родители были включены в процесс создания лэпбуков, благодаря их сотрудничеству с нами были создана такая коллекция.
Мы планируем продолжать в своей работе использовать данную технологию, создавать новые лэпбуки и дополнять нынешние.
Подводя итог, хочется сказать: При стимуляции раннего речевого развития ребёнка надо придерживаться золотого правила: все то, что мы хотим, чтобы ребёнок повторил за нами и научился произносить правильно, должно быть ему интересно, понятно и доступно в произношении на данном этапе.
Список литературы:
1. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М. : «Просвещение», 2007.
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2008.
4. Носова Е. А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М. : Детство – Пресс, 2001.
5. Обучение через игру. Р. Р. Фьюэлл, П. Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
6. Первые шаги. /Сост. К. Белова. – М. : Линка – Пресс, 2009.
7. Самоукина Н. В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
8. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – с. 22.
Источники:
1. https://multiurok.ru/blog/osobiennosti-orghanizatsionnoi-raboty-s-doshkol-nikami-ranniegho-vozrasta-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos.html;
2. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2830.html