Балабаева Крестина Александровна
Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.
Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Публикация «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий» размещена в разделах
Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.
Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.
Актуальность
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Понятие «современные образовательные технологии» - это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась и выбрала тему своего опыта: «Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
Теоретическим фундаментом решения задач по развитию речи могут являться как общие исследования процесса формирования речевой культуры (Г. О. Винокур, Л. К. Граудина, Н. А. Ипполитова, З. И. Курцева, Т. А. Ладыженская, А. К. Михальская и др., так и работы, посвящённые вопросам общения педагога с детьми дошкольного возраста (В. К. Котырло, Т. А. Репина и др.) и семьями воспитанников (Е. П. Арнаутова, Л. Ф. Островская, З. И. Теплова и др., представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах многих ученых Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Ж. Пиаже, Ф. А. Сохина, Е. А. Флёриной, Д. Б. Эльконина.
В общем виде взгляды учёных на природу речевого развития можно передать в следующих положениях:
• речь ребёнка развивается в ходе восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
• развитие речи, овладение ребёнком языком связано с различными линиями психического развития (развитие мышления, воображения, памяти, эмоций);
• ориентировка ребёнка в языковых явлениях создаёт условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придаёт речи творческий характер.
Новизна моей педагогической идеи заключается в том, для повышения речевой активности дошкольников использование традиционных методов и приемов не дает нужных результатов. Поэтому я стала применять в работе над развитием речи у дошкольников современные образовательные технологии – это технология ТРИЗ, мнемотаблицы, синквейн, круги Луллия, проекты. Использование этих технологий повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием речи.
Цель: развитие всех сторон речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• создать предметно - развивающую среду, которая будет способствовать речевому развитию детей;
• изучить и внедрить в образовательную деятельность современные технологии по речевому развитию («мнемотехника», «ТРИЗ», «Синквейн», круги Луллия, проекты)
• повысить уровень речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
• развивать у детей умственную активность, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
• развивать психические процессы (внимания, мышления, воображения, памяти)
Представление опыта
Работу по данной теме я начала со средней группы. Провела мониторинг сформированности речи и увидела, что у многих детей:
• Односложная речь - состоящая из одних простых предложений.
• Бедная речь - недостаточный словарный запас, в основном бытовой тематики.
• Безграмотная речь - грамматические ошибки при согласовании слов, образовании новых слов.
• Бессвязная речь - неспособность построить пересказ, рассказ на предложенную тему, описать предмет, картинку.
• Невыразительная речь – неумение использовать интонации.
• Нечеткая речь – неправильное произношение звуков родного языка.
Поэтому, я пришла к выводу, что мне необходимо пополнить знания и найти новые идеи, для этого я изучила передовой опыт педагогов, методическую литературу.
Большую роль в развитии речи детей играет современная предметно-развивающая среда. На первом этапе работы моей задачей было - создание условий для речевого развития детей. В группе создана речевая зона, в которой имеются игры, пособия и материалы, направленные на развитие всех сторон речи : произносительную, грамматический строй, развитие словаря, связную речь. В группе также организован книжный уголок и «Полочка умных книг», в которой хранятся детские книги, картинки для составления рассказов (предметные и сюжетные, иллюстрации по темам.
В работе с детьми по речевому развитию я использую следующие современные образовательные технологии :
• мнемотаблицы
• ТРИЗ технологию
• дидактический синквейн
• круги Лулия
• проекты
Работу с детьми начала со средней группы. Речевые технологии включаю в непосредственно образовательную деятельность, совместную и в свободную деятельность детей.
Особое место в развитии речи детей дошкольного возраста я отвожу «мнемотехнике».
«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания».
Мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Для начала я знакомила детей с мнемоквадратами (рис. 1) – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем, усложняла задания, демонстрируя мнемодорожки (рис. 2) – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы (рис. 3). Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
«Котенок пьет молоко» Рис. 1
«Осенью опадают листья. Льют дожди. Люди стали одевать теплую одежду.
Птицы готовятся улетать в теплые края». (Рис. 2)
(Рис. 3)
Используя символьные картинки на занятиях, я увидела, что сначала дети боялись пересказывать, потому что им казалось, что они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но постепенно они поняли, что по картинкам пересказывать — это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно это превратилось в посильную игру. Даже просили на каждом занятии «поиграть с картинками»! Ведь заучивать ничего не надо, нужно только играючи "читать картинки". Дети играют, а я вижу в результате осмысленное запоминание.
Сначала мы с детьми пересказывали по картинкам, которые составляла я, оговаривая каждый символ, рассказывая сказку или рассказ. В дальнейшем, мы вместе вспоминали по мнемотаблице то, о чём говорили раньше, а затем кто-то из детей сам выкладывал по мнемотическим карточкам (это та же таблица, только разрезанная) свой рассказ.
Мнемотаблицы помогают при составлении рассказов о животных, птицах и насекомых. В средней группе мы с детьми составляем рассказы о зайце, лисе, волке, лягушке, бабочке и др.
В итоге работы с мнематаблицами и картинками дети, вместе со мной, научились придумывать символьные картинки и могут легко пересказать любой текст. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После того ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Мною создана картотека мнемотаблиц, которые мы часто с детьми используем как на занятиях, так и в свободное время. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
"ТРИЗ - технология"
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
В процессе работы мной были выбраны различные методы и приемы ТРИЗ, один из которых метод фокальных объектов, суть его заключается в переносе признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект и обычные предметы наделяются совершенно необыкновенными свойствами. Он прекрасно развивает воображение, ассоциативное мышление и способность к изобретательству. Сначала выбирается объект, который необходимо усовершенствовать. Далее подбирается несколько случайных объектов и составляется перечень свойств. Потом эти свойства переносятся на фокальный объект.
Например, мальчики очень любят играть с машинками, а девочки — с куклами. А давайте попробуем придумать такие машинки и куклы, которых еще никто никогда не видел, которых нигде никогда не было. Сладкая кукла, острая кукла, кукла с косточками; машинка со шнурками, круглая машинка, машинка с «ушком»
Метод фокальных объектов позволяет расширить словарный запас детей, пополнить речь прилагательными, отвечать на поставленный вопрос полным, развернутым ответом.
Очень интересный метод – мозговой штурм, начала использовать с детьми в середине года. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.
Работу по ТРИЗу можно проводить и в совместной деятельности, например на прогулках.
На прогулках с дошкольниками использую различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Подобные игры детям очень нравятся, мы вроде бы гуляем и в тоже время решаем основную проблему-развитие речи детей.
-Давайте оживим дерево: кто его мама?
-Кто его друзья?
-О чем оно спорит с ветром?
-Что может нам рассказать дерево?
Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого:
-А что, если ты превратился в дерево? О чем ты мечтаешь?
-Кого боишься? Кого любишь?”
Самая интересная игра, которая нравится детям это «Хорошо-плохо». Эта игра проста при организации. Воспитатель называет предметы окружающего мира, а дети выделяют положительные и отрицательные стороны
Например: явление: идет дождь.
Это хорошо, потому что (польет растения; урожай лучше будет; помоет дорогу и дома; после дождя легче дышит)
И это плохо, потому что (мама гулять не пускает;будут лужи; где нет асфальта, будет грязь, машины застревать буду)
Ещё интересная игра «Что бывает летом, что бывает зимой» (с мячом)
Воспитатель говорить, что бывает летом, а ребята, что бывает зимой
В: Летом - жарко, а зимой
Д: - холодно.
В: Летом на деревьях листья, а зимой
Д: листьев нет (или лежит снег)
Игра “Да–Нет”
В этой игре игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. Например:
– Я загадала слово (кошка).
– Это слово обозначает предмет?
– Да.
– Это растение?
– Нет.
– Это что-то неживое?
– Нет.
– Это животное?
– Да.
– Оно белого цвета? и т. д., пока слово не будет угадано.
Дети очень любят составлять загадки с опорой на схему, в этой игре используются признаки предмета, представленные в виде зрительных символов.
(предлагается схематическое изображение глаза, носа, рта, уха, руки; картинка с изображением яблока).
Придумаем загадку про яблоко. Сначала мы перечислим признаки этого фрукта, используя схему :
- (глаз) : круглое, красное;
-(нос) : ароматное;
-(рот) : вкусное, сладкое;
-(ухо) – яблоко не издаёт звуки. Поэтому мы пропустим этот символ;
-(рука) : гладкое;
Технология ТРИЗ помогает развить фантазию и логическое мышление детей, учит их мыслить системно, понимать суть происходящих процессов, обогащает круг представлений, увеличивает словарный запас, формирует связную речь.
Технология "Синквейн".
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинала с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Познакомила детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым подготовила платформу для последующей работы над предложением. Дала понятие «слово, обозначающее признак предмета. Дети овладели понятиями «живой и неживой» предмет, научились правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.
Было проведено вводное занятие где я познакомила детей с понятиями «слова-предметы», «слова-предметы неживые», «слова-предметы живые», «словапризнаки», «слова-действия»; с понятием «синквейн» и алгоритмом его составления.
Алгорит составления синквейна: синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку
1 строка - название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею
2 строка – описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка –действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме
5 строка – синоним названия темы (обобщающее слово)
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
В этом возрасте не все дети еще владеют чтением, поэтому я использовала наглядно-графические схемы, которые помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной использовались следующие упражнения:
• «Подбери определения»,
• «Узнай предмет по определению»,
• «Кто что делает?»,
• «Что чем делают?»,
• «Назови часть целого» и др.
По итогу проведенных упражнений сделала вывод, что данная технология сложна детям старшего возраста. Дети хорошо составляют лишь первые три строки. Планирую работу по технологии "синквейн" продолжить в следующем году с детьми подготовительной группы.
Круги Луллия
Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определённые сектора.
Для работы с детьми я использую не более трех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
Круги Луллия использую в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, представляя их как чудесные кольца или загадочные круги.
Игровой материал универсален. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
В группе подобран материал по следующим вариантам:
• детеныши животных
• насекомые
• листья и деревья
• деревья, листья, плоды и др.
Используя круги Луллия проводила с детьми следующие игры: «Найди, где живет», «Назови детеныша», «С чьей ветки детка», «Крылья, ноги, клювы», «Чей нос, чей хвост»
Так же в моей работе активными участниками являются родители. Взаимодействие педагогов и родителей немаловажный момент в обеспечении качества воспитательно - образовательной деятельности. Только плодотворное сотрудничество обеих сторон может помочь развить речь ребенка, сделать ее богаче, правильнее, красивее. Для этого, на родительском собрании я познакомила родителей с приемами использования «мнемотехники», ТРИЗ технологии, которыми они пользуются для закрепления с детьми пройденных в группе тем, обогащению словарного запаса, развития памяти.
Результативность
По итогам работы был проведен мониторинг, который позволил выявить общий уровень речевой готовности после проведенной развивающей работы с применением нетрадиционных технологий развития речи детей.
Использование современных образовательных технологий по развитию речи способствует успешному развитию всей речевой системы в целом:
• связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам дошкольного образования;
• словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
• ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
• дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.
• появился интерес к заучиванию стихов.
Распространение собственного опыта работы
Среди педагогов нашего дошкольного учреждения мною проведено анкетирование «Оценка уровня знаний и умений воспитателей в работе по развитию у детей умений составлять рассказы по восприятию». Выявлены педагоги, интересующиеся данной проблемой. Регулярно делюсь опытом своей работы с коллегами в ДОУ. Для педагогов ДОУ провела консультации: «Современные эффективные технологии речевого развития детей», «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста», «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста», показала открытое занятие по развитию речи «Зверигород», провела игротеку по ТРИЗ технологии. В 2018 году на РМО воспитателей обобщила опыт работы по проектной деятельности в форме презентации проекта «Новый год у ворот».
Мною подобран большой методический материал по теме (игры по ТРИЗ технологии, мнемотаблицы, сюжетные и предметные картинки и др., изготовлены методические пособия, игры. Разработан перспективный план на два года.
Заключение
Таким образом, современные образовательные технологии по развитию речи позволяют создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувства и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования (мнемотехники, ТРИЗ технология, круги Луллия, а также дидактический синквейн можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста.