ЕКАТЕРИНА ОРЛОВА
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.
Развитие речи тесно связано с эмоциями человека. Лев Семенович Выготский считал, что при знакомстве с искусством (в том числе и театрализованным) у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных регуляторов поведения человека. Выбор ребенка – необходимое условие развития личности. Ребенок в подготовительной группе уже должен владеть всеми навыками и управлять своим поведением.
Публикация «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Старший дошкольный возраст – завершающий этап дошкольного образования. В целевых ориентирах на этапе завершения ДО проблема формирования выбора ребенка выражена так: способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности (п. 4.6. ФГОС ДО)
Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель. Именно взрослый (воспитатель) «создает ситуации выбора для детей и демонстрирует в своем поведении осмысление любого жизненного явления».
ФГОС ориентирован на вариативность и индивидуализацию образовательного процесса.
Для педагогов открывается простор методов и форм для реализации творческого потенциала в работе с детьми.
В современном мире есть большое разнообразие способов знакомства детей с театрализацией.
Это не обязательно есть книжная продукция. Можно и в электронном формате. Важно лишь желание педагога выбрать наиболее действенный способ.
Театрализованные игры очень помогают в решении таких воспитательно-образовательных задач:
- обогащают активный словарь детей, развивают речь и внимание.
- раскрывают красоту и выразительность родного языка;
- развивают художественный вкус; творческие способности; фантазию, воображение, память;
- помогают усвоить идейное содержание произведения, логику и последовательность событий;
Театр учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, мотивирует детей к проецированию такого же поведения на окружающих.
Как определить, что ребенок творчески активен? Что он перешел от пассивного слушателя к активному режиссированию в игре?
Н. А. Ветлугина, О. С. Ушакова, А. Е. Шибицкая считают, что критериями детского творчества в театрально-игровой деятельности являются собственные сочинения детей, исполнение своего или авторского замысла, художественное и музыкальное оформление спектакля.
Что дает театрализация в развитии речи? Через театрализованные игры дети проигрывают жизненные ситуации (перевоплощаются во взрослых, животных, героев художественных произведений).
Речевые игры обогащают словарный запас детей и, вливаясь в театрализацию, наполняют смыслом детские постановки (замыслы).
Первая искра театрализации попадает к ребенку с первой минуты жизни – голос и взгляд любящей мамы новорожденного.
Если воспитатель продолжит наполнять эмоциональный мир ребенка «живыми картинками», то ребенок получает здоровую мотивацию к самостоятельной театрализации.
Вот где ключ к реализации ФГОС – живой, энергичный, ведущий непроизвольно за собой взрослый, как магнит наполняет таким же биополем каждого ребенка.
Ниже приведены направленность деятельности воспитателя в развитии речи детей через театрализацию :
- Совершенствование звукопроизношения
- Развитие звукового анализа слова (выделять звуки, слоги, ударения)
- Интонационная сторона речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи)
- Рече творчество (рифма, ритм в стихах)
- Этимология (значение и происхождение) слова, их синонимы и антонимы
- Смысл и точность высказывания мыслей
- Грамматика и запоминание неизменных истин в словаре – формирование основ грамотности.
Все эти задачи успешнее реализуются через театрализацию, а точнее закрепляются и проявляются с её помощью.
Вначале воспитатель знакомит детей (артистично, ярко, красочно, насколько воможно) с литературным произведением (произведением искусства – выделяет особые признаки).
Далее ребенок, усвоив внешне образ, пытается отразить свое видение (начинает творить, выбирает средства, пытается воспроизвести интонацию слова, передать мимику, походку).
Посмотрев друг на друга, дети осознают разницу между тем, что показал взрослый (оценивают степень владения мастерством, между их детской задумкой и реальным показом перед группой. Вот с этого момента дети пытаются сотворить нечто большее, создать свое неповторимое.
Все подготовки к театрализации можно разделить на три этапа:
Восприятие (слушание, просмотр видео, рассматривание иллюстраций)
Пересказ, описание, обсуждение (выявление деталей)
Репетиция и кастинг на лучшую роль (имитацию образа).
Если эмоционально все участники вовлечены в этот процесс, то речевое развитие и коррекция происходит непринужденно.
И можно переходить от теории к практике (планировать сценарий, готовить костюмы и декорации) – и в этот момент важно для воспитателя владеть богатым словарным запасом (а если нет, то Google в помощь – на рабочем месте должны быть средства коммуникации: телефон или ноутбук с доступом в интернет).
Бурному проявлению творчества ничего не должно мешать.
Многообразие парциальных программ ДО дает в помощь педагогу идеи для развития речи через театрализацию, но большинство из них имеют музыкально-эстетическую направленность.
Я в своей работе с детьми стараюсь, не углубляться в театральные «кулисы», использовать элементы театрализованной деятельности по возможности.
Театрализованные действия пронизывают все режимные моменты – дети чутко реагируют на любые изменения в интонации, словах, мимике, жестах воспитателя. Это насыщает день бурными эмоциями, дети становятся более раскрепощенными и открытыми к познанию себя и мира.
Естественно, воспитанники самостоятельно осуществляют выбор в той или иной ситуации. Иногда можно и побаловаться, но они отдают отчет о последствиях своих действий.
И вот здесь вернемся к выбору ребенка.
Выбрать действия согласно тому «что я (ребенок) хочу»? Нет.
Воспитатель подводит к цели предоставляет ребенку выбор средств для достижения цели. А также, ребенок выбирает свое видение результата достижения цели.
Успех реализации замысла зависит от многих факторов, но главным является владение средствами и навыками в том или ином вопросе. Без взрослых это невозможно.
Наглядно дети овладевают средствами (интонация, красочность, фактурность) по показу или объяснению воспитателя.
В любых беседах, инсценировках, драматизациях дети «видят» слова воспитателя «в красках». Даже простое занятие по физкультуре может превратиться в путешествие в фитнес-клуб или на аэробику.
Дети сначала стеснялись озвучивать роли к утренникам в группе (поскольку находились в не натуральных «декорациях», но поняв важность конечной цели, охотно вживались в роль.
Вначале «кривляния» воспитателя (преувеличенная интонация) детей смешила, но поняв различия в образах, дети верно сделали выбор.
И снова - выбор. Как детей стимулировать?
Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора?
- задания «из жизни» (нам понравилась сказка, но ничего для её показа нет)
- задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов (у какого покупателя больше шансов получить скидку? Который все хватает с любопытством, или избирательно-брезглив)
- противоречия между освоенными навыками и поиском новых средств реализации замысла (речевые игры, словотворчество)
- познавательно-исследовательская деятельность (обсуждение и анализ выступлений друг друга, кастинг на роль в драматизации сказки)
- поиск и предложения различных способов решения одной задачи (самоанализ и самокритичность, отзывчивость, вовлеченность, доброжелательность, и другие положительные качества в творческом процессе).
Считаю важным отметить, что ребенок имеет право на ошибку. Это воспитатель должен напоминать всем детям. Но если ошибки делаются умышленно (цель – привлечь внимание взрослого, то важно это корректировать.
Большинство детей «привито» отношением к театрализации как к цирку.
Взрослые часто боятся быть смешными, закомплексованы или не развивают в себе творческие навыки. Дети впитывают шаблоны не только речи, но и поведенческие модели.
За год работы с детьми – молчунами в нынешней группе удалось без дополнительных программ добиться от детей речевой активности, близкой к речи детей «говорящих».
Эмпатия – качество сопереживания. Дети ищут его, вглядываясь в глаза взрослых. Стучат – и находят.
Индивидуальный подход, переменчивость в поведении и настроении (по ситуации, мобильность ведущего-воспитателя позволяет держать группу в тонусе.
Дети с нетерпением ждут каждый день чего-то нового.
Занятие - это слово уместно не только в физкультуре и музыке. Занятия по ФЭМП дети очень любят, поскольку мы добавляем героев сказок.
Приведу пример: была задача с участием Буратино, Лисы Алисы и Кота Базилио в которой дети делили 5 монет. Пополам, конечно, они не делятся, но… во-первых, познакомиться со сказкой «возникло желание», а во-вторых всем детям захотелось такие же монеты, как у Буратино (принтер, золотой скотч и фломастеры красного и желтого цветов). В течение месяца, решая другие задачки, дети «заработали» коллекцию монет Буратино. А во время читательских «минут» сами просили аудио сказку (с музыкальным сопровождением) «Золотой ключик или приключения Буратино».
Другой пример: еще в старшей группе была в апреле по КТП «юмористическая неделя», где мы с ребятами пытались рисовать клоуна. На бумаге он выглядел «не живым». Что делать?
Пришлось мне нарядиться в народную рубаху, используя Аква грим, стать Клёпой. Жонглировать я не умею, но это стало еще одним плюсом в передаче образа. Стрела «попала в цель» : рисунки сделали на одном дыхании, у многих проснулись таланты с применением спортивного инвентаря, а коробка с гофро-бумагой быстро опустела (превратилась в разноцветные колпаки для клоунов мальчиков и девочек). Дети пытались повторять все слова за Клёпой. В результате мы 2 месяца «взахлеб» на «лит-минутках» читали «Школу клоунов» Эдуарда Успенского (и кто сказал, что это не для детей дошкольного возраста). Дети сами просили об этом, напоминая окончания последних отрывков.
Чтобы поставить жирную точку в этом сложном вопросе «Развитие речи через театрализованную деятельность», необходимо до конца понять смысл результата «развитие речи», а речь развивается всю жизнь. Так что точки нет, как и невозможно дать точную характеристику образа «идеальный воспитатель», если образ воспитателя будет завершен – он перестанет совершенствоваться, а детям это будет не интересно, и даже во вред.
Гибкость, живость, мобильность, многоплановость – это не только некоторые качества воспитателя по ФГОС, но и методы работы по данной теме.
«Изобретать, Творить, Действовать» - И т. д., такой девиз и совет коллегам от меня.
Спасибо за внимание!