Вера Дроганова
Развитие речи дошкольника в театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи - главный показатель умственного разви тия ребенка.
Результаты педагогических исследований, проведенных в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО в лаборатории развития речи под руковод ством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, послужили основой для принципиально нового программного содержания обучения родному языку детей на протяжении всего дошкольного детства. Это содержание способствует форми рованию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконт роля. Всё это придает речевому развитию ребенка творческий характер.
Публикация «Развитие речи дошкольника в театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий, в процессе игры.
Игра — самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место исключительно как партнер, в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предло жения, реплики, вопросы. В творческой детской игре развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, вызывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными.
Театрализованная игра относится к творческому виду игр.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с обществен ными явлениями (окружающий мир, формирования элементарных математических представлений до физи ческого совершенствования.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспи тания личности.
Театрализованная игра появляется в определённый период и как бы вырастает из сюжетно – ролевой игры.
Прежде чем начать разговор об организации методической работы, следует определить само понятие «театрализованная игра». В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни учёные отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр.
Все театрализованные игры можно поделить на две основные группы: режиссёрские игры (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) и игры – драматизации.
В режиссёрских играх ребёнок или взрослый сам не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребёнок действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.