Папки-передвижки

Воспитание и развитие детей в театральной деятельности

ольга абышова
Воспитание и развитие детей в театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание и развитие детей в театральной деятельности.

Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения с взрослым обеспечивается субъективная ребенка. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.

Публикация «Воспитание и развитие детей в театральной деятельности» размещена в разделах

Очень важно окружить ребенка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь людям. А это самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.

Важно с самых ранних лет поддерживать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театральной деятельности (такой многогранной и разнообразной).

В основе содержания педагогической работы с детьми можно определить несколько направлений.

Это развитие :

• Сенсорики – основы чувственного познания окружающего мира. Необходимо познакомить детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина предметов, особенности звуков, запахов, вкусов, тактильные свойства материалов и пр.).

Базовых психических процессов: внимания, мышления, памяти.

• Эмоциональной сферы.

• Речи, голоса.

• Выразительности движений, мимики, пластики.

• Воображения, фантазии, творческих способностей.

Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитания эмоций (способности чувствовать, понимать настроение другого человека).

Назовем основные образовательные задачи и их усложнение на примере работы с детьми 3 – 4 лет.

1. Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменители (атрибутами) и освоение элементарных действий с ними. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.

2. Освоение основных театральных действий : выход на представление, поклон и уход.

3. Развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных упражнениях, этюдах, сценках.

4. Подведение детей к пониманию театральной игры, как представление для зрителя.

Содержание занятий с использованием различных видов театра.

Основная работа по театральной деятельности проходит в подгрупповых (4 – 6 детей) занятий.

Основная задача таких занятий – вызвать интерес к занятиям, создавая теплую доброжелательную атмосферу взаимодействия педагога с детьми.

Рассмотрим примеры описания занятий и развивающих игр и упражнений с использованием различных видов театра :

Театр игрушки (настольный театр).

Педагог заранее предлагает небольшое кукольное представление. На столе расставлены маленькие декорации и подготавливаются настольные куклы.

-- упражнение на развитие памяти, внимания и речи «Веселые зверушки».

-- упражнение на создание игрового образа «Шагают игрушки».

• Пальчиковый театр.

Игровые упражнения с пальчиковыми куклами укрепляют мышцы пальцев рук, развивают мелкую моторику рук, помогают в развитии координаций движений, способствуют эмоциональному подъему у детей. Но сначала необходимо подготовить пальчики к выступлению для этого следует выполнить пальчиковую гимнастику («оживить» пальчики).

1. Упражнение «Ай-яй-яй».

2. Упражнение «Иди сюда».

3. Упражнение «День рождения пальчика».

4. Упражнение «Здравствуй, кукла! Как дела?».

5. Игра «Соня – петушок».

• Освоение кукол – прыгунков.

1. Сценка «Зайка – трусишка»

2. Упражнение «Мячик – попрыгунчик».

3. Упражнение «Погуляй с моей игрушкой».

4. Импровизированное выступление «Веселый платочек».

5. Концерт кукол.

• Освоение варежковых кукол (Рыбок).

1. Знакомство с рыбкой.

2. Упражнение «Рыбки – подружки»

3. Упражнение «Поплыли»

4. Игра-сценка «Рыбки-рыбешки».

• Освоение варежковых кукол-говорончиков.

1. Упражнение «Кто кого обидел первым?».

2. Упражнение «Вкусное пироженое».

3. Упражнение «Смешная рожица».

4. Упражнение «Кто Я?».

5. Упражнение «Маленькие сценки».

• Освоение штоковых кукол.

1. Представление «Петушок».

2. Упражнение «Скачите палочки».

3. Упражнение «Ножки»

4. Упражнение «А теперь ты».

5. Сценка «Мышки».

• Освоение платковых кукол.

1. Упражнение «Бабочка».

2. Упражнение «Алые цветочки».

3. «цветы и бабочки»

• Освоение перчаточных кукол.

1. Упражнение «За грибами».

2. Упражнение «Облачка и птичка»

3. Упражнение «Танец кукол».

• Освоение театра теней.

1. Упражнение «Живые картинки»

2. Упражнение «Прятки»

3. Упражнение «Великан»

• Освоение больших напольных кукол.

Это куклы, которым может управлять один ребенок или одновременно двое детей, способствуют развитию чувства партнерства и координации движений.

Упражнение «Куклы – цветы»

• Упражнение с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии.

1. Упражнение «Буратинки»

2. Упражнение «Карусельки»

3. Упражнение «Музыкальная капель»

4. Упражнение «Игры с бусами».

• Упражнение на развитие голоса и речи.

Упражнение на дыхание:

1. «Самовар»

2. «Чайник»

3. «Филин»

4. «Пчелка»

5. «Комар»

6. «Качаем мальчика»

7. «Скрипят деревья»

8. «Пьем чай»

Упражнение на силу голоса.

1. «Звонок»

2. «Муха»

Перспективный план работы.

Возраст детей 3 – 4 года (предполагается одно занятие в неделю).

Базовые задачи:

Развитие воображение и фантазии, а также внимания, памяти речи, выразительной мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, этюдах, сценках.

Задачи специальные (дополнительные) :

1. Подведение детей к пониманию театральной игры как представления для зрителя.

2. Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменителями (атрибутами) и освоение элементарных действий с ними. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.

3. Освоение основных театральных действий : выход на сцену, представление, поклон и ход.

Содержание занятий в 1-ом квартале

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Настольный театр (театр игрушки)

1 этап. Показ педагогом небольших представлений по сказкам: русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Под грибом» В. Сутеев, а также показы – импровизации.

2 этап. Игры – импровизации с куклами, манипулирование настольной куклой под музыкальное сопровождение.

3 этап. Упражнение «Игрушки озорники», «Кукла, кукла, походи!», игра-импровизация «Сказки на полу», игры с использованием настольной ширмы, сцены и различных кукол: настольного, пальчикового театра, прыгунков, верховых кукол.

4 этап. Привлечение детей к самостоятельному кукловождению – «Концерт кукол».

Пальчиковый театр.

1 этап. Показ педагогом небольших представлений по сказкам: русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Утенок и цыпленок» по В. Сутеев. Обыгрывание небольших сказок вместе с педагогом. Побуждение детей произносить простейшие слова, фразы.

2 этап. Упражнения «Ай-яй-яй», «Иди сюда», «День рождения пальчика», «Здравствуй, кукла! Как дела?»

3 этап. Игры «Живые пальчики», «Выступление пальчиков-артистов», «Куколки на ширме», игры-импровизации.

4 этап. Обыгрывание стихотворений А. Барто «Зайка», «Лошадка», «Грузовик», «Слон» и др.

Куклы – прыгунки

1 этап. Показ педагогом импровизированной сценки «Зайка – трусишка»

2 этап. Упражнение «Мячик попрыгунчик», «Погуляй с моей игрушкой».

3 этап. Импровизированные выступления: «Веселый платочек», «Прыгунки на сцене». Освоение пространства сцены. Подражание походке животных.

4 этап. «Концерт кукол». Обыгрывание стихотворений соответствующее возрастным возможностям детей.

Упражнение на дыхание: «Бабочки летают», «Ветер дует на листок».

Сказка – игра «Дом -1», тренинг «Загадочные сны», «Тихий сон», «Добрый сон».

2-ой квартал

(Декабрь, январь, февраль)

Варежковые куклы.

1 этап. Знакомство с варежковыми рыбками.

2 этап. Упражнения «Рыбки – подружки», «Поплыли».

3 этап. Игра-сценка «Рыбки-рыбешки». Совместная игра педагога с детьми под музыкальное сопровождение.

4 этап. Выступление детей «Рыбки – подружки».

Штоковые куклы.

1 этап. Представление «Петушок»

2 этап. Упражнение И. Галянт «Скачите палочки», «Ножки».

3 этап. Сказка-импровизация.

4 этап. Выступление кукол – сценки «Мышка», «Петушок», сказка «Утенок и цыпленок» (по В. Сутееву).

Куклы – ложки.

Разыгрывание сказки (по выбору педагога, соответствующей возрастным возможностям детей.

Импровизированные монологи и диалоги с куклами, привлечение детей к танцевально-творческой деятельности с атрибутами под музыкальное сопровождение. Подражание походкам и манерам животных. Упражнение с атрибутами «Погуляем – потанцуем».

Сказка –игра «Дом-2».

Тренинги «Загадочные сны» : «Добрый сон», «Тихий сон», «Чуткий сон».

Игры с бусами: «Дорожка», «Улитка».

3-й квартал

(март, апрель, май)

Упражнение на дыхание.

Пособия: тучка с дождиком, рыбки в аквариуме и др.

Подражание походкам и манерам животных под музыкальное сопровождение. Работа над выразительным исполнением текста для будущей театральной постановки.

Театр масок.

Дети выбирают маску любого сказочного героя и разыгрывают сказку (педагог выступает в роли рассказчика).

Импровизированные действия детей на сцене. Сказка-игра «Дом-2».

Драматизация ранее разученных сценок на сцене (с элементами костюмирования).

Инсценирование сказки «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурушка» или другая театральная постановка, соответствующая возрастным возможностям детей.

Разыгрывание диалогов на сцене с элементами костюмов и декорациями. Примерка костюмов, минимальное нанесение грима, соединение сценок в единое действо и выступление для детей 2-ой подгруппы.

Просмотр спектаклей, показанных детьми другой группы.

Перспективный план консультаций для воспитателей.

Сентябрь. «Полезные прогулки».

Расширяйте круг общения детей, чаще приглашайте их к общению, расширяйте маршруты прогулок, приучайте детей спокойно относится к новым местам.

Октябрь. «Развитие самостоятельности у детей».

Не старайтесь сами все сделать за ребенка, предупреждая их любые затруднения; дайте им определенную меру свободы и самостоятельных действий. Помните, что гиперопека и чрезмерное беспокойство взрослых тормозит развитие детей.

Ноябрь. «Повышение у детей психологического статуса».

Постоянно укрепляйте у детей уверенность в себе, в собственных силах.

Декабрь. «Воспитание коммуникативной культуры – путь к успеху в дальнейшей жизни».

Привлекайте детей к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых неуверенным детям пришлось бы вступить в контакт с незнакомыми взрослыми.

Январь. «Праздник – дело серьезное».

Ничто так не сплачивает коллектив, как проведение совместных праздников. Постарайтесь сделать праздник для детей волшебным и незабываемым – это так важно для их эмоционального благополучия.

Февраль. «Развитие любознательности».

Поддерживайте естественную любознательность детей и стимулируйте их общение с людьми, в результате которого они получат удовольствие и удовлетворят свои интересы.

Март. «Мы – дружная семья» (игры на сплочение).

Стремитесь удовлетворить потребности детей в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым. Старайтесь стать для детей примером в общении с близкими людьми в коллективе.

Апрель. «Игра – дело серьезное».

Помните, что игру называют восьмым чудом света. Играть полезно не только детям, но и взрослым. С помощью игры можно решить многие проблемы.

Май. «Как научиться управлять своими эмоциями».

В работе воспитатели используют наглядный и печатный материал. Можно использовать стенд в виде «Театральной афиши», в которой могут быть размещены следующие материалы:

Информация о достижениях детей в театрализованной деятельности

Рисунки, фотографии, высказывания детей.

Как показывает опыт, дети любят, когда их близкие взрослые принимают активное участие в постановке спектаклей и гордятся их талантами.

Поэтому важно отметить творчество взрослых, специально продумайте церемонию их награждения после представления.

Публикации по теме:

Развитие речи детей посредством театральной деятельности Искусство актера заключается в речи и в движении тела. И. Гёте Задачи: Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; Обогащать.

Диагностика театральной деятельности детей в младшей группе Диагностика театральной деятельности детей в младшей группе 1. Дикция (потешки) 2. Жесты (этюды на выразительность жеста) 3. Мимика (этюды.

Дидактическая игра «Карусели» по театральной деятельности для детей раннего возраста Программное содержание. Обогащать эмоции, пробудить двигательную активность детей. Материалы. Карусели (столбик или шест, установленный.

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста средствами театральной деятельности Перспективный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей младшего школьного возраста детей с ОВЗ, как средствами.

Проект по формированию навыков культурного поведения у детей посредством театральной деятельности «Играем в театр» Проект: «Играем в театр» Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию проект педагогической деятельности. Цель проекта – формирование культуры.

Работа по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста в театральной деятельности Работа по формированию творческих способностей детей надо начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта, поддержания интереса.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в процессе театральной деятельностиРазвитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в процессе театральной деятельности Развитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в прцессе театральной деятельности. «Дети должны жить в мире красоты,.

Специфика задач и содержания совместной музыкально-театральной деятельности воспитателя и детей разновозрастных групп Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой.

Влияние театральной деятельности на нравственное воспитание детейВлияние театральной деятельности на нравственное воспитание детей Игра дело серьёзное, но и весёлое тоже. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Одна.

Взаймодействие детского сада и семьи по развитию творческих способностей детей в театральной деятельности Воспитатель: Заплатина Светлана Михайловна «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию творческих способностей детей в театрализованной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание и развитие детей в театральной деятельности
Опубликовано: 5 октября 2017 в 08:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание и развитие детей в театральной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем ольга абышова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД