ольга абышова
Воспитание и развитие детей в театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание и развитие детей в театральной деятельности.
Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения с взрослым обеспечивается субъективная ребенка. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.
Публикация «Воспитание и развитие детей в театральной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Очень важно окружить ребенка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь людям. А это самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.
Важно с самых ранних лет поддерживать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театральной деятельности (такой многогранной и разнообразной).
В основе содержания педагогической работы с детьми можно определить несколько направлений.
Это развитие :
• Сенсорики – основы чувственного познания окружающего мира. Необходимо познакомить детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина предметов, особенности звуков, запахов, вкусов, тактильные свойства материалов и пр.).
• Базовых психических процессов: внимания, мышления, памяти.
• Эмоциональной сферы.
• Речи, голоса.
• Выразительности движений, мимики, пластики.
• Воображения, фантазии, творческих способностей.
Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитания эмоций (способности чувствовать, понимать настроение другого человека).
Назовем основные образовательные задачи и их усложнение на примере работы с детьми 3 – 4 лет.
1. Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменители (атрибутами) и освоение элементарных действий с ними. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.
2. Освоение основных театральных действий : выход на представление, поклон и уход.
3. Развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных упражнениях, этюдах, сценках.
4. Подведение детей к пониманию театральной игры, как представление для зрителя.
Содержание занятий с использованием различных видов театра.
Основная работа по театральной деятельности проходит в подгрупповых (4 – 6 детей) занятий.
Основная задача таких занятий – вызвать интерес к занятиям, создавая теплую доброжелательную атмосферу взаимодействия педагога с детьми.
Рассмотрим примеры описания занятий и развивающих игр и упражнений с использованием различных видов театра :
• Театр игрушки (настольный театр).
Педагог заранее предлагает небольшое кукольное представление. На столе расставлены маленькие декорации и подготавливаются настольные куклы.
-- упражнение на развитие памяти, внимания и речи «Веселые зверушки».
-- упражнение на создание игрового образа «Шагают игрушки».
• Пальчиковый театр.
Игровые упражнения с пальчиковыми куклами укрепляют мышцы пальцев рук, развивают мелкую моторику рук, помогают в развитии координаций движений, способствуют эмоциональному подъему у детей. Но сначала необходимо подготовить пальчики к выступлению для этого следует выполнить пальчиковую гимнастику («оживить» пальчики).
1. Упражнение «Ай-яй-яй».
2. Упражнение «Иди сюда».
3. Упражнение «День рождения пальчика».
4. Упражнение «Здравствуй, кукла! Как дела?».
5. Игра «Соня – петушок».
• Освоение кукол – прыгунков.
1. Сценка «Зайка – трусишка»
2. Упражнение «Мячик – попрыгунчик».
3. Упражнение «Погуляй с моей игрушкой».
4. Импровизированное выступление «Веселый платочек».
5. Концерт кукол.
• Освоение варежковых кукол (Рыбок).
1. Знакомство с рыбкой.
2. Упражнение «Рыбки – подружки»
3. Упражнение «Поплыли»
4. Игра-сценка «Рыбки-рыбешки».
• Освоение варежковых кукол-говорончиков.
1. Упражнение «Кто кого обидел первым?».
2. Упражнение «Вкусное пироженое».
3. Упражнение «Смешная рожица».
4. Упражнение «Кто Я?».
5. Упражнение «Маленькие сценки».
• Освоение штоковых кукол.
1. Представление «Петушок».
2. Упражнение «Скачите палочки».
3. Упражнение «Ножки»
4. Упражнение «А теперь ты».
5. Сценка «Мышки».
• Освоение платковых кукол.
1. Упражнение «Бабочка».
2. Упражнение «Алые цветочки».
3. «цветы и бабочки»
• Освоение перчаточных кукол.
1. Упражнение «За грибами».
2. Упражнение «Облачка и птичка»
3. Упражнение «Танец кукол».
• Освоение театра теней.
1. Упражнение «Живые картинки»
2. Упражнение «Прятки»
3. Упражнение «Великан»
• Освоение больших напольных кукол.
Это куклы, которым может управлять один ребенок или одновременно двое детей, способствуют развитию чувства партнерства и координации движений.
Упражнение «Куклы – цветы»
• Упражнение с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии.
1. Упражнение «Буратинки»
2. Упражнение «Карусельки»
3. Упражнение «Музыкальная капель»
4. Упражнение «Игры с бусами».
• Упражнение на развитие голоса и речи.
Упражнение на дыхание:
1. «Самовар»
2. «Чайник»
3. «Филин»
4. «Пчелка»
5. «Комар»
6. «Качаем мальчика»
7. «Скрипят деревья»
8. «Пьем чай»
Упражнение на силу голоса.
1. «Звонок»
2. «Муха»
Перспективный план работы.
Возраст детей 3 – 4 года (предполагается одно занятие в неделю).
Базовые задачи:
Развитие воображение и фантазии, а также внимания, памяти речи, выразительной мимики и пантомимики в коммуникативных играх, упражнениях, этюдах, сценках.
Задачи специальные (дополнительные) :
1. Подведение детей к пониманию театральной игры как представления для зрителя.
2. Знакомство с различными театральными куклами (настольными, пальчиковыми, прыгунками, штоковыми и др.) и их заменителями (атрибутами) и освоение элементарных действий с ними. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.
3. Освоение основных театральных действий : выход на сцену, представление, поклон и ход.
Содержание занятий в 1-ом квартале
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Настольный театр (театр игрушки)
1 этап. Показ педагогом небольших представлений по сказкам: русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Под грибом» В. Сутеев, а также показы – импровизации.
2 этап. Игры – импровизации с куклами, манипулирование настольной куклой под музыкальное сопровождение.
3 этап. Упражнение «Игрушки озорники», «Кукла, кукла, походи!», игра-импровизация «Сказки на полу», игры с использованием настольной ширмы, сцены и различных кукол: настольного, пальчикового театра, прыгунков, верховых кукол.
4 этап. Привлечение детей к самостоятельному кукловождению – «Концерт кукол».
Пальчиковый театр.
1 этап. Показ педагогом небольших представлений по сказкам: русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Утенок и цыпленок» по В. Сутеев. Обыгрывание небольших сказок вместе с педагогом. Побуждение детей произносить простейшие слова, фразы.
2 этап. Упражнения «Ай-яй-яй», «Иди сюда», «День рождения пальчика», «Здравствуй, кукла! Как дела?»
3 этап. Игры «Живые пальчики», «Выступление пальчиков-артистов», «Куколки на ширме», игры-импровизации.
4 этап. Обыгрывание стихотворений А. Барто «Зайка», «Лошадка», «Грузовик», «Слон» и др.
Куклы – прыгунки
1 этап. Показ педагогом импровизированной сценки «Зайка – трусишка»
2 этап. Упражнение «Мячик попрыгунчик», «Погуляй с моей игрушкой».
3 этап. Импровизированные выступления: «Веселый платочек», «Прыгунки на сцене». Освоение пространства сцены. Подражание походке животных.
4 этап. «Концерт кукол». Обыгрывание стихотворений соответствующее возрастным возможностям детей.
Упражнение на дыхание: «Бабочки летают», «Ветер дует на листок».
Сказка – игра «Дом -1», тренинг «Загадочные сны», «Тихий сон», «Добрый сон».
2-ой квартал
(Декабрь, январь, февраль)
Варежковые куклы.
1 этап. Знакомство с варежковыми рыбками.
2 этап. Упражнения «Рыбки – подружки», «Поплыли».
3 этап. Игра-сценка «Рыбки-рыбешки». Совместная игра педагога с детьми под музыкальное сопровождение.
4 этап. Выступление детей «Рыбки – подружки».
Штоковые куклы.
1 этап. Представление «Петушок»
2 этап. Упражнение И. Галянт «Скачите палочки», «Ножки».
3 этап. Сказка-импровизация.
4 этап. Выступление кукол – сценки «Мышка», «Петушок», сказка «Утенок и цыпленок» (по В. Сутееву).
Куклы – ложки.
Разыгрывание сказки (по выбору педагога, соответствующей возрастным возможностям детей.
Импровизированные монологи и диалоги с куклами, привлечение детей к танцевально-творческой деятельности с атрибутами под музыкальное сопровождение. Подражание походкам и манерам животных. Упражнение с атрибутами «Погуляем – потанцуем».
Сказка –игра «Дом-2».
Тренинги «Загадочные сны» : «Добрый сон», «Тихий сон», «Чуткий сон».
Игры с бусами: «Дорожка», «Улитка».
3-й квартал
(март, апрель, май)
Упражнение на дыхание.
Пособия: тучка с дождиком, рыбки в аквариуме и др.
Подражание походкам и манерам животных под музыкальное сопровождение. Работа над выразительным исполнением текста для будущей театральной постановки.
Театр масок.
Дети выбирают маску любого сказочного героя и разыгрывают сказку (педагог выступает в роли рассказчика).
Импровизированные действия детей на сцене. Сказка-игра «Дом-2».
Драматизация ранее разученных сценок на сцене (с элементами костюмирования).
Инсценирование сказки «Репка», «Заюшкина избушка», «Снегурушка» или другая театральная постановка, соответствующая возрастным возможностям детей.
Разыгрывание диалогов на сцене с элементами костюмов и декорациями. Примерка костюмов, минимальное нанесение грима, соединение сценок в единое действо и выступление для детей 2-ой подгруппы.
Просмотр спектаклей, показанных детьми другой группы.
Перспективный план консультаций для воспитателей.
Сентябрь. «Полезные прогулки».
Расширяйте круг общения детей, чаще приглашайте их к общению, расширяйте маршруты прогулок, приучайте детей спокойно относится к новым местам.
Октябрь. «Развитие самостоятельности у детей».
Не старайтесь сами все сделать за ребенка, предупреждая их любые затруднения; дайте им определенную меру свободы и самостоятельных действий. Помните, что гиперопека и чрезмерное беспокойство взрослых тормозит развитие детей.
Ноябрь. «Повышение у детей психологического статуса».
Постоянно укрепляйте у детей уверенность в себе, в собственных силах.
Декабрь. «Воспитание коммуникативной культуры – путь к успеху в дальнейшей жизни».
Привлекайте детей к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых неуверенным детям пришлось бы вступить в контакт с незнакомыми взрослыми.
Январь. «Праздник – дело серьезное».
Ничто так не сплачивает коллектив, как проведение совместных праздников. Постарайтесь сделать праздник для детей волшебным и незабываемым – это так важно для их эмоционального благополучия.
Февраль. «Развитие любознательности».
Поддерживайте естественную любознательность детей и стимулируйте их общение с людьми, в результате которого они получат удовольствие и удовлетворят свои интересы.
Март. «Мы – дружная семья» (игры на сплочение).
Стремитесь удовлетворить потребности детей в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым. Старайтесь стать для детей примером в общении с близкими людьми в коллективе.
Апрель. «Игра – дело серьезное».
Помните, что игру называют восьмым чудом света. Играть полезно не только детям, но и взрослым. С помощью игры можно решить многие проблемы.
Май. «Как научиться управлять своими эмоциями».
В работе воспитатели используют наглядный и печатный материал. Можно использовать стенд в виде «Театральной афиши», в которой могут быть размещены следующие материалы:
Информация о достижениях детей в театрализованной деятельности
Рисунки, фотографии, высказывания детей.
Как показывает опыт, дети любят, когда их близкие взрослые принимают активное участие в постановке спектаклей и гордятся их талантами.
Поэтому важно отметить творчество взрослых, специально продумайте церемонию их награждения после представления.