Елена Евдокимова
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это не только способ коммуникации в нашем обществе, но и показатель развития ребёнка. Центры мозга, отвечающие за развитие речи и интеллекта человека, влияют друг на друга, так что отставание в развитии речи негативно сказывается на познавательных навыках детей. Именно поэтому важно уделять внимание развитию речи детей.
Основные задачи речевого развития детей
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; - Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Недостатки в развитии речи могут отрицательно сказываться на формировании характера ребёнка, так как не исправленный вовремя дефект речи делает нередко ребёнка неуверенным, стеснительным, раздражительным.
Средние показатели уровня развития речи у детей
- 1 год - ребенок должен произносить около 10 облегченных слов;
- 2 года - малыш строит небольшие предложения и короткие фразы. При этом словарный запас расширяется примерно до 150 слов;
- 2,5 года - произносимые предложения усложняются, а словарный запас расширяется до 200-300 слов.
- 3 года - активно используются предложения, объединенные по смыслу и содержащие наречия и - прилагательные, правильно применяются местоимения.
Если малыш отстает в развитии речи, причин может быть несколько: от социальной среды и наследственности (например, в вашей семье все начинали говорить поздно) до последствий родовых травм и др.
Исправление речевых нарушений должна проводиться специалистом, при этом вы можете сделать коррекционный курс более эффективным, используя развивающие игрушки и книги, стимулирующие ребенка к коммуникации.
Что способствует развитию речи
Развитие мелкой моторики.
Участок головного мозга, координирующий работу рук и пальчиков, граничит с речевым центром. Поэтому сигналы, поступающие в этот отдел мозга, опосредованно стимулируют и развитие речи. У малышей особое внимание стоит уделять развитию тонкой моторики (тактильным ощущениям).
Подвижные игры.
Умение координировать свои движения, менять темп шага и направление, а также двигаться ритмично, улучшают работу мозга, что стимулирует, в том числе развитие речевого центра. Особенно эффективны игры, во время которых параллельно с движением малыш должен произносить слова.
Арт - терапия: рисование, лепка, вышивание или создание мозаик - улучшает навык мелкой моторики и помогает ребенку проявить свой творческий потенциал, активируя важные области головного мозга.
Музыкальные инструменты и игры со звуком улучшают память и учат сосредотачиваться. Особенно эффективными являются игры, во время которых ребенка просят по звучанию опознать музыкальный инструмент и назвать его, угадать какое животное издает тот или иной звук или же повторить фразу, произнесенную шепотом.
Дидактические игры для развития речи дошкольников.
Такой тип игры учит ребенка различать и группировать объекты по их принадлежности и выявлять внутренние взаимосвязи. При этом каждое свое действие ребенок проговаривает, пополняя словарный запас, тренируя память и дикцию.
Сюжетно - ролевые игры - отличный способ развить речь и научить малыша взаимодействовать с другими. Это не только позитивно скажется на его речи, но и облегчит процесс социализации.
Развитие артикуляционной моторики.
Правильное произнесение звуков зависит от степени развития челюстно-лицевых мышц, поэтому ежедневная гимнастика поможет улучшить произношение и четкость речи. Помочь могут специализированные логопедические издания, а также изучение скороговорок.
Изучение стихов помогает развивать связную речь, а также учит ее интонировать.
Речевые правила для родителей
Для детей в возрасте от 1 до 7 лет речь родителей является образцом, поэтому общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:
1. Соблюдайте плавность речи, эмоциональную выразительность, умеренный темп. 2. Желательно, чтобы Ваша речь была четкой. 3. Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение. 4. Старайтесь не перегружать свою речь труднопроизносимыми для детей словами. 5. При общении с ребенком не используйте сложные лексико - грамматические обороты. 6. Задавайте ребёнку конкретные вопросы, не торопите с ответом. 7. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. 8. Полезно детям читать стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизированная речь способствует выработке правильных речедвигательных навыков. 9. Во время разговора находитесь напротив, чтобы была ребёнку была хорошо видна Ваша артикуляция. 10. Не используйте часто в своей речи «мусорные слова» типа «Ну», «Вот», «Это самое» и др.
11. Читайте сказки сами, а не доверяйте это телевизору. Малышу надо видеть артикуляцию взрослого. 12. При заучивании стихов используйте отражённую речь: «Сначало я скажу, потом ты». 13. Не подавляйте детскую любознательность, отвечайте на все заданные вопросы. 14. Если ребёнок в речи допускает грамматические ошибки, то не повторяйте их за ним, а тактично дайте пример правильного высказывания.
Проследите, чтобы Ваш ребенок выполнял следующие правила по формированию плавной речи:
1. Говори спокойно, проговаривай хорошо окончания слов. 2. Во время разговора смотри на того с кем говоришь. 3. Говори ни слишком громко, ни слишком тихо.
Помните! Хорошо развитая речь - это залог успешного обучения в школе.