Елена Ромашевская
Представление опыта работы «Развитие связной речи у дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
«Развитие связной речи дошкольников»
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №8 «Буратино»
Ромашевская Елена Анатольевна.
.
Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.
Радищев А. Н.
Публикация «Представление опыта работы „Развитие связной речи у дошкольника“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Речь – чудесный дар природы, она дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
Развитие речи является центральной задачей формирования коммуникативных навыков дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Актуальность.
Требования ФГОС к уровню овладения речевыми навыками заключаются в расширении запаса слов активного (то есть постоянно используемого) и пассивного (то есть не так часто употребляемые слова, но с известным малышу значением) словаря; выработке речевого навыка для успешного общения, то есть для того, чтобы понимать и быть понятым; отработке интонации и произнесения звуков с целью узнавания и использования, чтобы понимать не только смысл слов, но и эмоциональную окраску целых высказываний, то есть всё тонкости речи; совершенствовании навыка воспринимать информацию на слух (это помогает выстраивать причинно-следственные связи в полученной информации, а также развивает логику и образное мышление); развитии связной монологической идиалогической речи.
Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями речью. Целенаправленное формирование речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Развитие речи детей в детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и в процессе организованной педагогом деятельности детей.
Для детей пятого года жизнилучше включать в деятельность игры – драматизации, разные виды театрализации.
Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.
В этом возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Воспитанники нашей группы очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы и т. п.
Таким образом, в своей педагогической деятельности я поставила цель: максимально развивать связную речь детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Обогащать и активизировать словарь детей.
Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Развивать интонационную выразительность речи.
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками и театрализованной деятельности.
Поставленные цель и задачи реализуются как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности, в организации театральной и игровой деятельности дошкольников.
В образовательной деятельности по речевому развитию дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать прочитанные произведения, сочиняют продолжение сказки, составляют свой рассказ в зависимости от темы.
В познавательномразвитии (общественной жизнью и природой во все времена года и т. д.). Я предлагаю темы рассказов, в которых чётко выделяется сюжетная линия, ярко вырисовывается последовательность действий («Как мы убираем игрушки», «Как ухаживаем за цветами», «Мы готовимся к празднику» и т. п.).
Очень интересно дошкольникам рассказывать о конкретных, близких темах, о недавно пережитых событиях: «Кубань, моя Родина», «Как мы готовили подарки маме», «Парад Победы» и т. п.
Во время утренней встречи, при подготовке к приему пище, в умывальной, в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе) использую потешки, чистоговорки, которые дети повторяют вместе со мной. Это способствует формированию умения четко произносить слова.
В дидактических играх и упражнениях «Расскажи сказку», «Кто что делает», «Выбираем противоположности», «История в картинках»; «Расскажи, что умеет делать предмет», «Что умеет делать…ветер, солнце», «Разбуди кота», «Прятки» закрепляем с детьми название предметов, качеств и действий, умения сравнивать и активизировать в их речи наименования детёнышей животных, формируем морфологическую сторону речи, подбор предлогов и наречий.
В нашем театральном центре имеется: ширма, кукольный, перчаточный, пальчиковый (для кукол я изготовила специальные подставки, настольные виды театра, сделанный мною фланелеграф и набор картинок к нему, а также изготовленные мною маски сказочных персонажей. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Они очень любят принимать участие втеатрализованной деятельности, потому что в ней они испытывают удовольствие, радость. Сами подбирают атрибутику, оформление.
Воспитательные возможности театрализованной игры усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей и проводится в свободное от занятий время. Дети в группесамостоятельно разыгрывают любимые сказки «Колобок», «Репка» и др., сочиняют истории от первого лица, а также сказки - придумки. Театральнаядеятельность предоставляет детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, способствует
раскрепощению сближает их в совместной деятельности, развивает коммуникативные навыки.
В группе создан книжный центр, потому что не только театральный уголок напоминает детям о героях сказок, но и детская литература, которой они постоянно пользуются – это интересные и красочные книги, на страницах которых они встречают знакомых персонажей сказок, даже не умея читать, по иллюстрациям пересказывают знакомые им сказки и стихи. Все книги находятся в свободном доступе для детей.
В группе оформлен центр речевого развития, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Считаю, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка, с этой целью мною изготовлены дидактические игры: «Расскажи какой», «Придумай сказку» и др.
Хотя в процессе работы мы столкнулись с трудностями и проблемами. Основная проблема состоит в том, что в группе большая наполняемость детей. В образовательной деятельности,которое продолжается 20 минут не представляется возможнымопросить всех детей. Практически вся работа по данной теме проходит в свободной деятельности. К тому же - некоторые дети затрудняются в произношении отдельных звуков, «проглатываются» части слов, и не понятно, что они хотят сказать. С ними проводится индивидуальная работа.
Занятость родителей так же откладывает свой отпечаток на развитие речи детей. С этой целью проводится активная работа с родителями : консультации, памятки, родительские собрания. В которые включаю игры и рекомендации.
Исходя из всего этого, я подготовила ряд консультаций для родителей, а именно: «Связная речь детей через чтение книг», «Игры и упражнения для развития речи», «Зависимость психического развития ребенка от развития его речи».
Но, работа по речевому развитию детей на этом не заканчивается. Намечены новые задачи:
1. Продолжать создавать в группе театрализованную развивающую среду : приобрести новые театрализованные игры, куклы (напольные, ростовые, постоянно обновлять уголок театрализации новыми видами театра.
2. Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями в разных формах: консультаций, папок - передвижек, посильным участием родителей в театрализованных представлениях (играть роли, пошив костюмов, декораций).
3. Повышать уровень педагогического мастерства через распространения своего опыта на семинарах, ГМО, мастер – классах, курсах повышения квалификации.
4. Продолжать работать по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности.