Ирина Пельнова
Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей посредством театральной деятельности
1слайд: Визитная карточка
Пельнова Ирина Юрьевна,воспитатель МБДОУ детского сада №16 «Жемчужинка»
Педагогический стаж:13 лет
Образование: средне-специальное, студентка второго курса Нижегородского государственного университета «им. Лобачевского»
Награды: почетная грамота МБДОУ (2014) за введение инновационных технологий в работу
Профессиональное кредо:
«Горжусь профессией своей за то,
что детство проживаю многократно»
2слайд: Тема
Публикация «Опыт работы „Развитие речи детей посредством театральной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
3 слайд:Условия формирования личного вклада в развитие образования (со слайда)
Работа по развитию речи включает в себя наличие следующих условий:
1. Научно-исследовательские условия
2. Методические условия
3. Организационно-педагогические условия
Мною были изучены теории философов, психологов, педагогов в области развивающего развития (Выготского Л. С. ,Эльконина Д. Б. ,Тихеева Е. И. ,Флёрина Е. А.).По мнению большинства учёных развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
4 слайд:Актуальность.
Анализ РППС группы на соответствие ФГОС ДО выявил следующие проблемы:
-недостаточность обеспечения реализации образовательного потенциала пространства группы для речевого развития детей;
Диагномтика по развитию речи показала,что
-низкая речевая активность детей
Кроме того, существует проблема:
-неудовлетворённость взаимодействия с родителями воспитанников;
Именно театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».
5 слайд:Теоретическое обоснование личного вклада
Театрализованная деятельность- это одно из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения:учить играя.
Кроме того,одной из требований ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Образовательна программа нашего учреждения ставит задачи развития свободного общения…
Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
6слайд. Цель и задачи
Перед собой я поставила следующую цель
Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредсвом театрализованной деятельности.
И такие задачи:
Развивать все компоненты устной речи;
-Воспитывать интерес и любовь к чтению;
-Развивать литературную речь;
-Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения;
-Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности;
-Удовлетворить потребности детей к самовыражению;
-Привлечение родителей к партнёрству,т. к. совместная театрально-игровая деятельность-уникальный вид сотрудничества.
7слайд. Ведущая педагогическая идея опыта работы :
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь.
8слайд:Деятельностный аспект
В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.
Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.
9слайд:Диапазон личного вклада (Совместная деятельность)
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях
10слайд:Диапазон личного вклада (совместная деятельность с логопедом)
Очень важна работа с учителем-логопедом. Совместно мы проводим различные ….
11 слайд: Диапазон личного вклада (самостоятельная деятельность)
В самостоятельной деятельности дети сами выбирают виды театра и понравившиеся им роли. Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность. В самостоятельной деятельности ребёнок учится продумывать свои действия, поступки героев, которых он проигрывает. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию организованности, самостоятельности. Через свои ролевые высказывания ребёнок усваивает смысл, экспериментирует со словом, мимикой, жестом.
12слайд: Диапазон личного вклада (работа с родителями)
Важно участие родителей в работе с театрализованной деятельностью. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Много усилий родители приложили к пошиву костюмов как для детей,так и для взрослых. Укрепляю партнерские отношений с семьей каждого воспитанника, повышаю компетентность родителей, уверенность в собственных возможностях, привлекаю к участию в различных мероприятиях.
13слайд:условия развития детей в театрализованной деятельности
Процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда они самостоятельно могут выбрать вид театра и роль. Большое значение имеет использование разноообразных технических средств таких как, магнитофонные записи, просмотр видео на ноутбуке и т. д.
14слайд. Условия развития детей в театрализованной деятельности
Дети развиваются и общают свой словарный запас не только во время театральной деятельности. Много дети познают в свободной деятельности. Во время сюжетно-ролевой игры они самостоятельно задумывают сюжет и развивают его замысел. Когда дети занимаются с настольными играми у них развивается воображение. Рисуя дети ….
15 слайд:Показ сказки детям раннего возраста
Своими маленькими постановками мы радуем детей раннего возраста демонстрируя им свои мини постановки.
16слайд: Знакомство с постановкой сказки
Анализируя работу с детьми я пришла к выводу, что дети могут показать открытый показ. К выбору сказки я подошла с креативностью, решив показать старую сказку «Волк и семеро козлят»,но на новый лад. Вначале работы я прочитала детям старый вариант сказки и мы обсудили его.
17 слайд:Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад
Проделав большую работу с детьми и родителямимы показали сказку детям всего детского сада.
18 слайд: Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад
В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.
19 слайд:Результативность
У детей улучшилась речь. Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развилась эмоциональная сфера, расширился и обогатился опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал правильно и красиво говорить. И я в своей работе совместно с родителями приложила немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
20 слайд: ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ
-Консультации педагогам «Развитие речи детей младшего возраста с помощью театрализованных игр»,февраль 2014г. МО в ДОУ
-Демонстрация результатов на сайтеДОУ, педагогическая копилка:статья «Дети в садике живут»
-Сетевые педагогические сообщества: публикации на сайтах maam.ru;сценарий сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад
21 слайд: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Мониторинг речевого развития
детей второй младшей группы