Алина Юрина
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР с помощью легоконструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР с помощью лего-конструирования
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Речь дошкольника обогащается быстрее, если его естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Применяя методы развития речи во всех видах детской деятельности, мы активизируем естественное речевое развитие.
Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Лего-технология – одна из современных и распространенных игровых технологий, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
В процессе конструирования воспитанники вынуждены взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Накопленные впечатления, создание речевых ситуаций, беседы, ролевые и сюжетные игры, труд помогут ему выбрать материал для конструирования и вызовет потребность в высказывании. Необходимо обеспечить обратную связь, практикуя анализ высказывания взрослым и сверстниками. Важно, чтобы это были конструктивные добавления к рассказу, чтобы сверстники и сам и говорящий, могли выслушать и исправить речевые ошибки. Такие тренировки развивают речевые способности.
ЛЕГО - яркий, красочный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Именно конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.
ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.
ЛЕГО - технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
Основная задача работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи – коррекция речи, всех её компонентов. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО– технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
К компонентам устной речи относится : словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи (в нее входит развитие фонематического слуха, развитие связной речи.
Использование ЛЕГО-технологий возможно при решении практически всех задач развития речи дошкольников :
- Овладение речью, как средством общения
- Обогащение активного словаря
- Развитие звуковой культуры речи
- Развитие связной речи
- Развитие речевого творчества
- Знакомство с художественной литературой
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
Мы активно используем ЛЕГО — конструирование на занятиях и в игровой деятельности, так как это позитивно отражается на качестве коррекции и обучения.
В силу своей универсальности ЛЕГО - конструктор является наиболее доступным, любимым детьми развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
Конструкторы ЛЕГО сегодня активно применяются в большинстве детских образовательных учреждений и в нашем, в том числе.
В процессе работы с разными деталями ЛЕГО - конструктора дети запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей. Словарь детей обогащается существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.
Дети делают постройки и описывают их, придумывают свои «Лего» - истории. Рассказ становится заметно более продуманным, чем в обычном разговоре, дети стараются грамотнее изложить мысль. Рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.
При проигрывании и обговаривании постройки мы учим детей не только строить по образцу и показу, но и проговаривать: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Тем самым дошкольники обогащают словарь глаголами, учатся называть действия, упражняются в словообразовании, развивают речевую активность.
Игру можно разнообразить различными упражнениями, беседами, дополнениями, задействовав все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи.
При работе с Лего хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике этажей). Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.
Работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением Лего-конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативные эмоции, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это всё способствует лучшему усвоению речевого материала.