Екатерина Николаева
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Развитие речи – одна из ключевых задач развития и воспитания детей, подготовки ребенка к обучению в школе.
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Использование сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе с целью развития речи у старших дошкольников требует учета пяти аспектов:
1. Возрастные и индивидуальные особенности детей
2. Методические основы организации сюжетно-ролевой игры в разных видах деятельности
3. Методические основы использования образовательных средств сюжетно-ролевой игры для речевого развития.
4. Формы, виды деятельности, в которые может быть включена сюжетно-ролевая игры с образовательной задачей развития речи.
5. Целевые ориентиры ФГОС ДО, а так же ориентиры основной общеобразовательной программы в рамках образовательной области «Речевое развитие»
6. Принципы воспитательно-образовательного процесса.
7. Методическая обоснованность, планирование (проектирование, программирование) деятельности по развитию речи средствами сюжетно-ролевой игры.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей подразумевает понимание психолого-педагогической характеристики детей старшего дошкольного возраста, а так же особенностей развития речи в данном возрасте. Речь ребенка старшего дошкольного возраста развивается в двух «направлениях» : совершенствуется ее использование как средства общения и как средства мышления. В старшем дошкольном возрасте продолжает расти лексикон ребенка. О. С. Ушакова Е. М. Струнина в методике развития речи детей дошкольного возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста при нормальном уровне речевого развития произносит все звуки, регулирует силу голоса, темп речи, интонацию голоса. Завершает усвоение грамматического строя языка. Появляется критичность к чужим и собственным ошибкам в речи.
Среди индивидуальных особенностей старших дошкольников могут быть :
1. некоторые дети не произносят правильно все звуки;
2. затруднено использование интонационных средства выразительности;
3. отсутствие регуляции скорости и громкости речи в зависимости от ситуации;
4. распространены ошибки в образовании разных грамматических форм – родительного падежа множественного числа имен существительных, согласования имен существительных с именами прилагательными).
Определение индивидуальных особенностей развития речи детей в группе помогает верно сформировать образовательные задачи и выявить потребность по использованию сюжетно-ролевой игры как средства развития речи.
Общие цели речевого развития сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС ДО). В соответствии с ФГОС ДО, образовательное содержание в области «Речевое развитие» включает развитие овладения речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной речи, грамматического строя диалогической и монологической речи и развитие речевого творчества, фонематического слуха и т. д. Кроме того, работа по речевому развитию по ФГОС ДО должна содержать знакомство в детской литературой, развитие понимания разных текстов на слух.
Для выделения образовательных возможностей сюжетно-ролевой игры для целей развития речи, обратимся к психолого-педагогическим характеристикам сюжетно-ролевой игры разными учеными. В соотвтетствии с энциклопедическим словарем Так, С. Я. Рубинштейн говорил о сюжетно-ролевой игре, что именно она является спонтанным проявлением ребенка и строится на взаимодействии со взрослыми. Главная особенность игры – наличие воображаемой ситуации, развития сюжета и наличие ролей. Дети вступают в реальные организационные отношения, договариваясь о сюжете игры, в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения. Отмечается так же самостоятельность дошкольника в сюжетной игре как одна из характерных черт такой игры.
Таким образом, использование сюжетно-ролевой игры возможно для решения следующих образовательных задач в образовательной области «Речевое развитие» :
1. Развитие связной речи;
2. Развитие диалогической речи;
3. Развитие умения управлять темпом, ритмом, громкостью речи по ситуации;
4. Развитие умения использовать средства выразительности;
5. Развитие лексикона;
6. Развитие речевого творчества;
7. Развитие фонематического слуха;
8. Знакомство с детской литературой.
9. Развитие коммуникативных умений
Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности, а потому является универсальным методом развития речи. Такая игра, в зависимости от ее конкретных образовательных задач, может быть использована как в непосредственной образовательной деятельности детей, так, так и в иных видах совместной деятельности педагога и детей : прогулка, праздник (организация праздника).
Л. Н. Седова и Н. П. Толтолуцких в своей методике воспитания детей дошкольного возраста предлагаю особенную методику организации игры, в соответствии с которой рекомендуют педагогу не следует сообщать детям педагогическую задачу игры. Наряду с данной рекомендацией Шмаков С. А. упреждает от любой формы принуждения ребенка к педагогической игре. Принципом включения в педагогическую игру этот ученый называет добровольность. В соответствии с данными рекомендациями необходимо предусмотреть вовлечение детей в игру путем развития их познавательного интереса, интереса к ситуации. Каждый участник педагогической игры исполняет свою роль, и должен осмыслить ее. Если игра не предполагает разделения по ролям, то отношения педагог-дети должно быть выстроено на дистанции «вместе». Сюжет игры должен иметь развитие. Если игра не предполагает определенного сюжета, то должна начинаться с определенной мотивации педагога для вступления детей в игру, одобрений и поддержания их мотивации участия в ходе игры. «Это может проявляться в усложнении игровых заданий либо в расширении свободы ролевого поведения участников игры. Динамика игры заложена в ее сюжете».Большое значение имеет психологическая атмосфера в процессе игры. Юмор, шутка создают положительный эмоциональный фон. Не стоит «подогревать» детей, вызывая сильные эмоциональные переживания по поводу возможной победы или поражения. В этом случае не только теряется удовольствие от самого процесса игры, но и могут осложниться отношения в детском коллективе. Сюжет игры должен иметь логическое завершение, результат (выигрыш, преодоление препятствий, создание творческого продукта). Награды по завершении игры могут быть самыми разными: призы, грамоты, эмблемы, шуточные звания, символические сувениры и т. д.
Итак, после определения образовательных целей и задач использования сюжетно-ролевой игры для развития речи, а так же определения используемых для этого форм деятельность, можно приступать к планированию воспитательно-образовательного процесса.
Документ педагогического планирования должен содержать цели деятельности и примерные, ожидаемые результаты работы.
При использовании одного и того же средства и метода развития однородных навыков и умений, для педагогического планирования я использую картотеку. Педагогическая картотека представляет собой сборник сюжетно-ролевых игры, используемых в целях развития речи. При этом, в картотеке отмечается конкретная цель развития речи, предполагаемые результаты использования игры. Это помогает экономить время при планировании использования игры в НОД по развитию речи, в иных видах деятельности.
Список использования литературы
1. ЕМЕЛЬЯНОВА И. Н. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. -М. : Высшее образование, 2006. – 306 с.
2. Михайленко, Н. Я. Взаимодействие взрослого с детьми в игре [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №3. – С. 15-26.
3. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М., 2009. – 109 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд-е 2-е, 1946 г.
5. Седова Л. Н., Толтолуцких Н. П. «теория и методика воспитания» .М. : Высшее образование, 2006. – 206 с.
6. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М. : Новая школа, 1994.