Папки-передвижки

Развитие речи детей с ОНР посредством использования игр и игровых технологий

Нина Хорунжина
Развитие речи детей с ОНР посредством использования игр и игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей с общим недоразвитием речи (ОНР) к школе, особое внимание принадлежит формированию у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи.

В последние годы речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. К сожалению, в силу ряда причин нам приходиться часто сталкиваться с серьезными речевыми проблемами, которые тормозят процесс обучения.

Публикация «Развитие речи детей с ОНР посредством использования игр и игровых технологий» размещена в разделах

Изучением особенностей речи детей с ОНР и созданием инструмента коррекционной работы занимались ученые: Р. Е. Левина, О. Н. Громова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Л. П. Ефименкова, Т,А Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. Они доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей с ОНР.

Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие для развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.

Игры и игровые упражнения повышают умственную и эмоциональную активность, совершенствуют речевые навыки. Использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей и, следовательно, более эффективным.

Одним из основных методических средств нашей работы стала игра и игровые упражнения, задача которых – овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.

В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал игр и игровых упражнений с детьми с ОНР. Нами были систематизированы игры и упражнения по развитию речи у детей, которые легко использовались на прогулке или в свободное время в группе. Составлен комплексно-тематический план по использованию игр и упражнений в течение года в соответствии с лексическими темами. Данное планирование является примерным и изменяется, дополняется педагогами. Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны конспекты занятий с использованием игр. В планировании использовали не только современные игры и игровые упражнения различных авторов, но и разработали и адаптировали к условиям и особенностям детей группы авторские игры «Волшебные кольца», «Если…», «Подарок»,тесно связанные с развитием речи у дошкольников.

Существует много игр. В качестве основных средств обучения развитию речи используем следующие игры : сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические. Преодолевать речевые нарушения у детей дошкольного возраста помогают игровые упражнения на произношение звуков, игровые приемы для заучивания стихотворений и т. д.

Наиболее эффективным можно считать словесные дидактические игры, направленные на обогащение словаря и развитие словообразования. Используем в работе с детьми с ОНР игры: «Живое-неживое», «Твердое-мягкое», «Зверь-птица»» и т. д. Одним из наиболее продуктивных способов развития речевых навыков являются театрализованные игры «На полянке теремок», «Веселый старичок-лесовичок», «Плачет киска…». Распределяя роли в игре-драматизации, учитываем, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы (обязательная согласованность с логопедом).

Особенно сложным является становление диалогического общения детей с ОНР. Для развития личностных отношений между собеседниками используем сюжетно-ролевые игры с правилами. Они наиболее результативно содействуют развитию умения грамотно строить диалог. В своей практике используем игры «В нашем детском саду», «Школа», «На приеме у врача», «Магазин игрушек».

Решая задачи, связанные с развитием речи ребенка дошкольного возраста с ОНР, ориентируемся на то, что сможет сделать семья, а что коллектив детского сада. Совместная игра родителей и ребенка – дошкольника помогает ускорить процесс развития всех компонентов речи ребенка. Через реализацию совместного проекта «Играем месте» родители получили консультации по созданию предметно-развивающей среды в семье; познакомились с современными видами игровых средств обучения и их ролью в развитии ребенка; упражнялись в умении играть и активно взаимодействовать в совместных играх.

Использование игр и игровых технологий положительно повлияло на развитие когнитивных функций речи : у детей появилось умение создавать собственную игровую программу и программу для игрушки. Дети активнее стали использовать диалоги, больше контактируют с партнером по игре. Существенные сдвиги произошли и в развитии произвольности. Это наблюдается не только не только, когда правило определяется содержанием роли, но и когда роль строилась в соответствии с заранее определенным правилом. Таким образом, была достигнута главная цель нашей работы – развитие речи и обеспечение безболезненного и плавного перехода к школьному обучению.

Литература

1. Васильева Е. В. развиваем речь ребенка с помощью стихов. - М. :ТЦ Сфера, 2013.

2. Парфенова Е. В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. – М. : ТЦ Сфера, 2013.

3. Фадеева Ю. А. ,Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

4 Шадрина Л. Г., Семенова Н. В. Развитие речи –рассуждения у детей 5-7 лет. Методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2012.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей с ОНР посредством использования игр и игровых технологий
Опубликовано: 28 декабря 2019 в 15:15
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей с ОНР посредством использования игр и игровых технологий» (включая файлы) размещена пользователем Нина Хорунжина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД