Нина Хорунжина
Развитие речи детей с ОНР посредством использования игр и игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей с общим недоразвитием речи (ОНР) к школе, особое внимание принадлежит формированию у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи.
В последние годы речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. К сожалению, в силу ряда причин нам приходиться часто сталкиваться с серьезными речевыми проблемами, которые тормозят процесс обучения.
Публикация «Развитие речи детей с ОНР посредством использования игр и игровых технологий» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Изучением особенностей речи детей с ОНР и созданием инструмента коррекционной работы занимались ученые: Р. Е. Левина, О. Н. Громова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Л. П. Ефименкова, Т,А Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. Они доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей с ОНР.
Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие для развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.
Игры и игровые упражнения повышают умственную и эмоциональную активность, совершенствуют речевые навыки. Использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей и, следовательно, более эффективным.
Одним из основных методических средств нашей работы стала игра и игровые упражнения, задача которых – овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.
В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал игр и игровых упражнений с детьми с ОНР. Нами были систематизированы игры и упражнения по развитию речи у детей, которые легко использовались на прогулке или в свободное время в группе. Составлен комплексно-тематический план по использованию игр и упражнений в течение года в соответствии с лексическими темами. Данное планирование является примерным и изменяется, дополняется педагогами. Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны конспекты занятий с использованием игр. В планировании использовали не только современные игры и игровые упражнения различных авторов, но и разработали и адаптировали к условиям и особенностям детей группы авторские игры «Волшебные кольца», «Если…», «Подарок»,тесно связанные с развитием речи у дошкольников.
Существует много игр. В качестве основных средств обучения развитию речи используем следующие игры : сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические. Преодолевать речевые нарушения у детей дошкольного возраста помогают игровые упражнения на произношение звуков, игровые приемы для заучивания стихотворений и т. д.
Наиболее эффективным можно считать словесные дидактические игры, направленные на обогащение словаря и развитие словообразования. Используем в работе с детьми с ОНР игры: «Живое-неживое», «Твердое-мягкое», «Зверь-птица»» и т. д. Одним из наиболее продуктивных способов развития речевых навыков являются театрализованные игры «На полянке теремок», «Веселый старичок-лесовичок», «Плачет киска…». Распределяя роли в игре-драматизации, учитываем, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы (обязательная согласованность с логопедом).
Особенно сложным является становление диалогического общения детей с ОНР. Для развития личностных отношений между собеседниками используем сюжетно-ролевые игры с правилами. Они наиболее результативно содействуют развитию умения грамотно строить диалог. В своей практике используем игры «В нашем детском саду», «Школа», «На приеме у врача», «Магазин игрушек».
Решая задачи, связанные с развитием речи ребенка дошкольного возраста с ОНР, ориентируемся на то, что сможет сделать семья, а что коллектив детского сада. Совместная игра родителей и ребенка – дошкольника помогает ускорить процесс развития всех компонентов речи ребенка. Через реализацию совместного проекта «Играем месте» родители получили консультации по созданию предметно-развивающей среды в семье; познакомились с современными видами игровых средств обучения и их ролью в развитии ребенка; упражнялись в умении играть и активно взаимодействовать в совместных играх.
Использование игр и игровых технологий положительно повлияло на развитие когнитивных функций речи : у детей появилось умение создавать собственную игровую программу и программу для игрушки. Дети активнее стали использовать диалоги, больше контактируют с партнером по игре. Существенные сдвиги произошли и в развитии произвольности. Это наблюдается не только не только, когда правило определяется содержанием роли, но и когда роль строилась в соответствии с заранее определенным правилом. Таким образом, была достигнута главная цель нашей работы – развитие речи и обеспечение безболезненного и плавного перехода к школьному обучению.
Литература
1. Васильева Е. В. развиваем речь ребенка с помощью стихов. - М. :ТЦ Сфера, 2013.
2. Парфенова Е. В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. – М. : ТЦ Сфера, 2013.
3. Фадеева Ю. А. ,Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
4 Шадрина Л. Г., Семенова Н. В. Развитие речи –рассуждения у детей 5-7 лет. Методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2012.