Елена Казакова
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных песенок, пестушек, потешек, закличек и т. д. Они дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…»). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песни, пестушки, потешки. Малые формы фольклора формируют у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребёнка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатиться к обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают
желание повторить, запомнить, что, в свою очередь,
способствует развитию разговорной речи».
Актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства и подтвердила важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод, гуманизация воспитания с первых лет жизни.
Второе: малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особенное отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова и др. Психологическое обоснование проблема формирования выразительности детской речи получила в трудах известных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца. Эти же вопросы — в центре внимания многих современных исследователей (Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, О. С. Ушакова, А. Я. Шибицкая, Н. В. Гавриш др.)
В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».
А. П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».
Таким образом, исследования психологов и практиков показывают что:устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.
Цель педагога:Создать социально-педагогические условия для эффективного развития речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм. Задачи :Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, поговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.