МААМ-картинки

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры

Козорез Елена Юрьевна
Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры

Введение

Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи детей.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры» размещена в разделах

Сегодня сложное социально - экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность приводит к тому, что родители большую часть времени уделяют работе, пытаясь зарабатывать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны, а если общаются, то общение сводится к тому, как ел, спал. Эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.

Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевое общение ребёнка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.

В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду; родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Тема из года в год становится всё актуальнее.

Все выше сказанное подтверждает необходимость проведения исследования по проблеме влияния дидактических игр на формирование речи для детей раннего возраста. Что мы и сделаем.

Я выбрала эту тему для исследования, так как я работаю с детьми раннего возраста и я хотела бы знать какое влияние оказывают дидактические игры на формирование речи детей раннего возраста.

Основная цель правил игры - организовать действие, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. " Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом".

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактические игры в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила и игровые действия.

Требования к наглядному материалу для дидактических игр

Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки и картинки.

К игрушкам предъявляются такие требования:

Игрушка должна соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т. е. заяц должен быть белый или серый, а не красный; все детали игрушки должны быть подобны натуральным животным, птицам, мебели и т. д. ; должна соответствовать возрасту и развитию детей; игрушки должны быть разной величины, цвета и материала.

Игрушка должна быть динамичной, давать детям производить разнообразные действия. Этому требованию не соответствуют игрушки со строго зафиксированной позой животных, кукол и т. д.

Гигиенические требования к игрушкам предусматривает безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке (мытьё, протирание дизинфецирующими растворами, проглаживание).

Картинка должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности; своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребёнка.

Описание передового опыта по теме "Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры"

В нашем дошкольном учреждении работа по развитию речи начинается с раннего возраста.

Поставлены следующие задачи:

. Научить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим правильно пользоваться речью.

. Формировать и обогащать словарь детей.

В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребёнка широко используем дидактические упражнения : "Чудесный мешочек", "Угадай, что звучит". Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Обогащают словарь детей и дидактические игры "Отгадай и назови", "Отгадай, кто к нам пришёл?", "Кто что делает?", "Угадай персонажей сказки", "Назови животных и скажи, кто как кричит"; пальчиковые игры "Где живёт кузнец?", "Терем - теремок" и т. д.

Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития осуществляем в беседах и консультациях. Была проведена консультация на тему: "Развитие речи в дошкольном учреждении"; был создан журнал для родителей "Ваш малыш от 1,5 до 3 лет", где раскрывались такие темы: "Учимся говорить фразы", "Советует логопед", "Общительность малыша".

Вывод

Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме "развитие речи у детей раннего возраста через дидактические игры" можно сделать следующий вывод, что дидактические игры играют большую роль в формировании словарного запаса и активной речи у детей раннего возраста. Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей раннего возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком.

Рекомендации родителям

Чаще играйте с детьми в разнообразные дидактические игры : настольные, сюжетные, подвижные. Ведь ребёнку очень важно ваше участие в игре. Стать партнером в игре - значит занять место сотрудничества, взаимопонимания. Взрослый, вступивший в игру, незаметно руководит ею, показывает игровые действия с новой игрушкой. Если ребёнок просит вас поиграть с ним, не отказывайте ему и себе в этом удовольствии. И вы увидите, что игра принесёт не только радость от общения, но и обогатит внутрисемейные отношения.

Таким образом, при последовательной и систематической работе и тесном контакте с родителями, мы, педагоги можем достичь положительных результатов по формированию и развитию речи у дошкольников с раннего возраста.

Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. Изд. Центр Академии, 1986.

2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : формирование грамматического строя речи [Текст] : Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика - Синтез, 2004.

. Акимова, Г. Е. Лучшие игры для детей от 2 до 7 [Текст] / Г. Е. Акимова, Е. В. Фёдорова, Е. Н. Яковлева. - СПб. : ИД "Весь", 2002. - 192с.

. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : Книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991.

. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева. - М. : Просвещение РФФСР, 1987.

. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2.

. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / В. В. Гербова, А. И. Максаков. - 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1986. - 128 с.

. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития : Академия, К: Академия холдинг, 2000.

. Доронова, Т. Н. Радуга: программа и руководство для воспитателей [Текст] / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 1993.

. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / С. Л. Новосёлова, Е. В. Зворыгина и [др] ; под ред. С. Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985.

. Ермакова, И. А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких [Текст] / И. А. Ермакова. - Санкт - Петербург: Издательский Дом "Литера", 2006.

. Лямина, Г. М. Развитие речи ребёнка раннего возраста [Текст] : метод. пособие / Г. М. Лямина. - М. : Айрис-пресс, 2005.

. Павлова, Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления [Текст] : методическое пособие / Л. Н. Павлова. - М. : Мозаика - Синтез, 2000.

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры
Опубликовано: 30 августа 2024 в 19:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем Козорез Елена Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 сентября. Международный день грамотности. Папка передвижка

 День грамотности отмечают во всем мире 8 сентября. Грамотностью считается умение читать и писать на родном языке. Дошкольный возраст очень важен для обретения грамотности —...

7 сентября. День изучения профессий. Передвижка «Мой любимый детский сад»

Сентябрь — начало нового года не только в школах и вузах, но и в детских садах. После летних каникул в дошкольные учреждения, в свой второй дом, вновь спешат малыши.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД