Козорез Елена Юрьевна
Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры
Введение
Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи детей.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры» размещена в разделах
Сегодня сложное социально - экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность приводит к тому, что родители большую часть времени уделяют работе, пытаясь зарабатывать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны, а если общаются, то общение сводится к тому, как ел, спал. Эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевое общение ребёнка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.
В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду; родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Тема из года в год становится всё актуальнее.
Все выше сказанное подтверждает необходимость проведения исследования по проблеме влияния дидактических игр на формирование речи для детей раннего возраста. Что мы и сделаем.
Я выбрала эту тему для исследования, так как я работаю с детьми раннего возраста и я хотела бы знать какое влияние оказывают дидактические игры на формирование речи детей раннего возраста.
Основная цель правил игры - организовать действие, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. " Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом".
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактические игры в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Игровые действия.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила и игровые действия.
Требования к наглядному материалу для дидактических игр
Наглядным материалом к дидактическим играм являются игрушки и картинки.
К игрушкам предъявляются такие требования:
Игрушка должна соответствовать действительности своей цветовой гаммой, т. е. заяц должен быть белый или серый, а не красный; все детали игрушки должны быть подобны натуральным животным, птицам, мебели и т. д. ; должна соответствовать возрасту и развитию детей; игрушки должны быть разной величины, цвета и материала.
Игрушка должна быть динамичной, давать детям производить разнообразные действия. Этому требованию не соответствуют игрушки со строго зафиксированной позой животных, кукол и т. д.
Гигиенические требования к игрушкам предусматривает безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке (мытьё, протирание дизинфецирующими растворами, проглаживание).
Картинка должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности; своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребёнка.
Описание передового опыта по теме "Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры"
В нашем дошкольном учреждении работа по развитию речи начинается с раннего возраста.
Поставлены следующие задачи:
. Научить детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим правильно пользоваться речью.
. Формировать и обогащать словарь детей.
В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребёнка широко используем дидактические упражнения : "Чудесный мешочек", "Угадай, что звучит". Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Обогащают словарь детей и дидактические игры "Отгадай и назови", "Отгадай, кто к нам пришёл?", "Кто что делает?", "Угадай персонажей сказки", "Назови животных и скажи, кто как кричит"; пальчиковые игры "Где живёт кузнец?", "Терем - теремок" и т. д.
Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития осуществляем в беседах и консультациях. Была проведена консультация на тему: "Развитие речи в дошкольном учреждении"; был создан журнал для родителей "Ваш малыш от 1,5 до 3 лет", где раскрывались такие темы: "Учимся говорить фразы", "Советует логопед", "Общительность малыша".
Вывод
Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме "развитие речи у детей раннего возраста через дидактические игры" можно сделать следующий вывод, что дидактические игры играют большую роль в формировании словарного запаса и активной речи у детей раннего возраста. Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей раннего возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком.
Рекомендации родителям
Чаще играйте с детьми в разнообразные дидактические игры : настольные, сюжетные, подвижные. Ведь ребёнку очень важно ваше участие в игре. Стать партнером в игре - значит занять место сотрудничества, взаимопонимания. Взрослый, вступивший в игру, незаметно руководит ею, показывает игровые действия с новой игрушкой. Если ребёнок просит вас поиграть с ним, не отказывайте ему и себе в этом удовольствии. И вы увидите, что игра принесёт не только радость от общения, но и обогатит внутрисемейные отношения.
Таким образом, при последовательной и систематической работе и тесном контакте с родителями, мы, педагоги можем достичь положительных результатов по формированию и развитию речи у дошкольников с раннего возраста.
Список литературы
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. Изд. Центр Академии, 1986.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : формирование грамматического строя речи [Текст] : Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика - Синтез, 2004.
. Акимова, Г. Е. Лучшие игры для детей от 2 до 7 [Текст] / Г. Е. Акимова, Е. В. Фёдорова, Е. Н. Яковлева. - СПб. : ИД "Весь", 2002. - 192с.
. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : Книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991.
. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева. - М. : Просвещение РФФСР, 1987.
. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2.
. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / В. В. Гербова, А. И. Максаков. - 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1986. - 128 с.
. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития : Академия, К: Академия холдинг, 2000.
. Доронова, Т. Н. Радуга: программа и руководство для воспитателей [Текст] / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 1993.
. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / С. Л. Новосёлова, Е. В. Зворыгина и [др] ; под ред. С. Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985.
. Ермакова, И. А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких [Текст] / И. А. Ермакова. - Санкт - Петербург: Издательский Дом "Литера", 2006.
. Лямина, Г. М. Развитие речи ребёнка раннего возраста [Текст] : метод. пособие / Г. М. Лямина. - М. : Айрис-пресс, 2005.
. Павлова, Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления [Текст] : методическое пособие / Л. Н. Павлова. - М. : Мозаика - Синтез, 2000.