Анжелика Приходько
Развитие речи детей от 0 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на МО (методическое объединение) по теме «Развитие речи детей от 0 до 3 лет»
Приходько А. М. – учитель – логопед
Слайд 2
Речь — уникальное отличие человека от всех остальных представителей животного мира. Именно речь дает нам возможность быть полноценным человеком, общаться с другими людьми, получать новые знания, делиться опытом.
Слайд 3
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Поэтому Родители должны активно влиять на речь малыша ещё до его рождения.
Публикация «Развитие речи детей от 0 до 3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.
Находясь на прогулке, нужно рассказывать малышу обо всем, что видите, не жалея прилагательных и эпитетов.
При общении с малышом не забывать гладить животик, чтобы ребенок понимал, что Вы говорите именно с ним.
В качестве эпиграфа можно привести известную притчу о том, как одна женщина пришла к мудрецу и спросила совета, как воспитывать ребенка. "Когда он родился?" - спросил старец. "Вчера", - ответила мать. "Ты опоздала на девять месяцев", - огорчился мудрец.
Слайд 4
С момента рождения ребёнка до одного года — подготовительный этап. В это время происходит подготовка к овладению речью.
Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей.
В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи. Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит – повторять за ним, плачет – уделять внимание. Произнёс первый слог – обрадоваться достижению. Хвалить, когда он пытается повторять слова. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать «как сорока-ворона кашу варила», «ладушки-ладушки жили у бабушки».
Слайд 5
В 12 месяцев заканчивается подготовительный этап в развитии речи. В этом возрасте родителям рекомендуется проводить игры на развитие артикуляционного аппарата, выполнять упражнения для правильного дыхания.
Можно начать показывать различные эмоции на лице и повторять за мамой или отражением в зеркале. Учить ребенка смеяться от души, удивляться, кричать или звать кого-то шепотом.
В этом возрасте нужно закреплять уже имеющиеся знания и речевые умения малыша, а также оттачивать слова и включать первые предложения. Чтобы он быстрее это освоил, нужно помочь ему объединять единичные слова в короткие предложения.
Продолжать читать с малышом книги и рассматривать крупные картинки. Теперь можно добавлять к уже знакомым картинкам обращение к мелким деталям.
Для лучшего стимулирования развития речи малыша взрослые должны больше с ним общаться, называть окружающие его предметы, действия, комментировать то, что происходит вокруг.
Слайд 6
Для развития активной речи ребенка в 2 года необходимо:
1. Побуждать ребенка к общению с помощью речевых средств, создавая поводы для обращения ко взрослым («расскажи мне», «поблагодари папу», «пригласи бабушку в гости», «узнай у мамы, когда будет готов обед»).
2. Уметь вовремя выдержать паузу в разговоре и позволить ребенку выразить свою мысль словами. Очень часто наблюдается, когда ребенок хочет что-то сказать и взрослые, как только поняли, о чем идет речь, обрывают его на полуслове. Бывает и так – ребенку задали вопрос, и он не сразу сообразит, что ответить, а за него тут же отвечает.
Поощрять замену звукоподражательных конструкций правильными общеупотребительными словами (не «ав-ав», а «собака»; не «би-би», а «машина»).
4. Грамотно выражать свои мысли. Использовать в разговоре с ребенком основные части речи
5. Четко произносить каждое слово при общении с ребенком. Ребенок должен подражать взрослым при произнесении слов
6. Ежедневно уделять внимание артикуляционной гимнастике, пальчиковой гимнастике, дыхательной гимнастике
9. Читать, учить стихи, песни. Играть в имитацию различных звуков и голосов
Слайд 7
Речь ребенка в 3 года развита настолько, что мама и близкие люди без труда понимают малыша. Нужно продолжать играть в речевые игры, загадывать загадки. Играйте с детьми в театр. Обогащать словарный запас, следить за тем, как ребенок произносит звуки. Сказки и рассказы читать выразительно, следить за тембром и интонацией. Расспрашивайте ребенка о просмотренном мультфильме, услышанной истории. Учить отвечать развернуто и давать ответы на вопросы. Проговаривать скороговорки
Слайд 8
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающим.
Слайд 9
Темпы речевого развития индивидуальны, но в норме речь каждого человека проходит по одному и тому же пути.
Слайд 10
Не соблюдая элементарных правил развития речи может привести к недоразвитию фонематического слуха, задержку формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение в той или иной степени может отразиться на деятельность и поведение ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.