Наталья Калуцких
Родительское собрание Развитие речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание по теме
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
Краткая характеристика речи детей.
Словарь. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 250 — 300 слов, то к трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.
Публикация «Родительское собрание Развитие речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых:
• Сокращения слов («сипед» — велосипед, «атабиль» — автомобиль.
• Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель — корабль, «не зинаю» — не знаю).
(Родители, у вас есть такие примеры)
Грамматический строй. Дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 — 5). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи :
например, ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»).
Звукопроизношение. Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей.
• Согласные произносятся смягченно («лёзецька»— ложечка).
• Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» — собака, «амок» — замок); заменяются: с — ф («фобака» — собака, з — в («вамок» — замок, ц — ф («фыпленок» — цыпленок, с — т («тобака» — собака, з — д («дамок» — замок, ц — т («тветок» — цветок).
• Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» — шапка, «ук» — жук и др.); заменяются: ш — с, ф («сапка», «фапка» — шапка, ж — з, в («зук», «вук»—жук, ч — ц («оцки», «отьки» — очки, щ — с', т’ («сетка», «тётка» — щётка).
• Звуки Л и Р пропускаются («ампа» — лампа, «ука» — рука); заменяются звуками л' «лямпа» — лампа, «глюка» — рука, j («ямпа» — лампа, «юка» — рука).
Рекомендации логопеда.
• У детей четвертого года жизни в первую очередь следует обратить внимание, в каком состоянии находятся словарь и фразовая речь. Чем меньше запас слов, беднее фразовая речь, тем чаще встречаются всевозможные замены одних звуков другими. Только с развитием словаря и фразовой речи будет улучшаться и стабилизироваться произношение звуков.
• Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно предлагайте ребенку жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Для развития артикуляционного аппарата есть специальные упражнения.
• Говорите с ребенком медленно, чётко. Быстрая речь взрослых недопустима. Не переходите на «сюсюканье», не разрешайте это делать другим (имеется ввиду «детский язык» - «пупим кеку» - купим конфетку. Следите за своей речью. В ней не должно быть слов- «паразитов», иначе через некоторое время вы услышите их из уст своего ребенка.
• Так как ребенок осваивает множество новых видов деятельности, он нуждается в информации: какие предметы его окружают, как они называются, и что с ними можно делать. Взрослые должны поддерживать ребенка в его горячем желании общаться – это поможет в развитии речи. Нужно помнить, что для вас всё окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Терпеливо отвечайте на все его вопросы.
• Читайте книжки, называйте картинки, задавайте ребенку вопросы стимулирующие логическое и образное мышление: кто это? где? что делает? почему? Например,- какого цвета этот листочек? какого цвета бывают листья на деревьях? «какой листик на ощупь?». Расскажите малышу, что каждый предмет может иметь несколько характеристик: вода прозрачная и прохладная, яблоко красное и гладкое и т. д. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться.
• Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, надевает перчатки, засучивает рукава. Занимайтесь творчеством: лепите с ним игрушки из пластилина, теста или глины, делайте аппликации, плетите бусы из бисера, рисуйте. Поиграйте с ребенком в пальчиковые игры. (Вспомните, как можно показать театр теней только с помощью рук, складывая из пальцев мордочки животных). Также существует несколько вариантов игр для развития мелкой моторики («шнуровки», «бусы», «сухие бассейны», «счетные палочки», «массажные мячики» и др.) По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет всё понятнее не только маме.
Помните: ваш ребенок только учится говорить. Речь ребенка 3-4 года еще очень далека от речи взрослого человека, и это нужно принять как факт. Чем больше вы будете беседовать с малышом, заниматься с ним, играть, акцентировать его внимание на особенностях ударений, согласовании окончании слов или произношения слов, тем быстрее вы добьетесь результата.
Источники:
1. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика-Синтез, М, 2015.
2. С. А. Васильва, Н. В. Соколова /Логопедические игры для дошкольников. -М: Школа-Пресс,1999.
3. Е. Краузе /Логопедия. - СПб. : Корона принт, 2003.
4. А. Ю. Хвостовцев /Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений «Умные ручки». - Новосибирск:Сиб. унив. изд-во, 2010.