Валентина Глаголова
Развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.
ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,
НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.
К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми.
Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Анализ психолого-педагогической литературы по теме
Анализируя психолого-педагогическую, методическую литературу, хочется отметить, что фольклор признан в качестве одного из важных воспитательных средств в дошкольных образовательных учреждениях. Н. Л. Белопольская, Л. П. Стрелкова, А. Д. Кошелева, раскрывают роль фольклора в эмоциональном воспитании. Влияние фольклора на эстетическое развитие ребёнка Е. В. Соловьёва, Н. С. Смирнова, М. В. Тихонова, О. А. Маркеева. В настоящее время одним из важных направлений является воспитание у дошкольников гражданственности и патриотизма, в процессе которого первостепенное значение имеет фольклор М. Д. Маханева, О. Л. Князева, Н. И. Карпухина, М. Ю. Новицкая, Л. А. Кондрыкинская.
И наряду с воспитательными ценностями, фольклор влияет также и на речевое развитие детей. Возможности и необходимость использования фольклора в процессе развития речи детей доказаны в работах Ю. Г. Илларионовой, Е. И. Тихеевой, С. С. Бухвостовой, О. С. Ушаковой, А. П. Усовой.
Психологи и педагоги указывают на большие возможности использования фольклора в речевом развитии детей как теоретически, так и практически, но содержание методики речевого развития детей средствами малых форм фольклора разработано недостаточно.
В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них программа "Наследие" под редакцией М. Ю. Новицкой, "Оберег" Е. Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О. Л. Князевой и много других.
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда, а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
• Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5годам;
• Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
• Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т. е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
• Речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом.
Совокупность перечисленных пробелов речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы
Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка, как речевой материал для автоматизации поставленных звуков. Поэтому важно
познакомить детей с народным языком, детским фольклором и включить его во все направления коррекционной работы.
Материал может быть использован всеми специалистами работающими с детьми (учителем – логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре) в целях координации их деятельности при решении коррекционно- развивающих и воспитательно-образовательных задач.
Описание подходов, методов, приёмов и средств в работе с детьми (родителями, педагогами).
По-мнению Г. С. Виноградова «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.»
Детский фольклор включает в себя целую систему поэтических жанров. Поэтому нужно дать этим традиционным жанровым группам возможность вернуться в детскую аудиторию в том виде, в котором они существовали в давние времена, тем самым улучшить, сформировать качество звукопроизношения старших дошкольников.
Несомненно, эту работу необходимо осуществлять при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий, путем их последовательного, поэтапного проведения.
Пословицы, поговорки, песенки, потешки, загадки, скороговорки являются незаменимым материалом для дикционных упражнений. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".
Задачи:
определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе коррекции речи у детей и разработать методику их комплексного применения;
показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в, чистоговорках, скороговорках, загадках, пословицах, поговорках;
сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.
проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;
Работу можно построить на следующих основных принципах:
на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
активного включения детей;
использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
Основными формами организации коррекционного обучения детей, на которых мы используем фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:
- занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи) ;
- занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;
- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем
- занятия по формированию навыков связного рассказывания;
- занятия по развитию просодического компонента речи;
- логоритмические занятия.
Анализируя методические аспекты развития речи средствами форм фольклора, можно выделить два этапа работы:
1 Подготовительный этап.
2 Основной этап (непосредственно обучение):
На подготовительном этапе проанализировать реальную материальную базу в кабинете, ее развитие, накопление для дальнейшей деятельности необходимый материал, планирование методика комплексного применения различных малых форм фольклора. На данном этапе работы использовать такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, наблюдения, анкеты для родителей и воспитателей, количественный и качественный анализ полученных данных.
Для выполнения поставленных задач отобрать произведения малых фольклорных жанров с опорой на активное и действенное познание окружающего мира детьми и учетом уровня речевого развития, а также тематического принципа распределения материала.
Прежде всего подобрать серию скороговорок, загадок, чистоговорок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр, в которых кроется богатство словесного ритмического творчества и всяких выдумок. При подборе обращать внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют возникающую у ребёнка потребность в художественном слове. Весь этот материал можно оформить в альбоме «Фольклорный материал для автоматизации звуков». Большое внимание уделить подбору иллюстративного материала. Для удобного использования подобранного материала изготовить картотеки чистоговорок, пальчиковых игр и физминуток на основе народных игр. Большое количество загадок для развития логического мышления и автоматизации звуков, которые в наибольшей степени нуждаются в коррекции (Р, Л, С, Ш, З, Ш).
Известно, что реальный мир воспринимается детьми своеобразно, поэтому весь речевой материал подбирать соответственно уровню развития детей.
Кроме того, можно составить анкеты для родителей, чтобы выявить, используются ли различные формы фольклора в работе с детьми дома, с какой целью и какие. Родители практически не используют с детьми дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие», кроме «Баю – баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока – белобока…».
Педагоги указывают на важность использования фольклора в коррекционно-развивающем процессе. Воспитатели говорят, что фольклор влияет на воспитательное значение. Учителя- логопеды отметили, что фольклорный материал можно успешно использовать для развития и коррекции речи. Практически все указывают, что используют в работе, в основном по автоматизации звуков в речи. Педагоги – психологи указали, что фольклор способствует развитию всех психических процессов. По их мнению, малые формы фольклора учат анализу и синтезу, эмоционально воздействуют на личность ребёнка, речь приобретает живость и образность.
Основной этап
На данном этапе работы на логопедических занятиях идет отработка правильного произношения определённых звуков в текстах.
При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, активно подключать малые фольклорные жанры. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществлялось в совокупности разнообразных средств и форм воздействия на них. Фольклорные произведения используются на разных этапах занятия: в организационном моменте (при введении детей в тему занятия, в основной части (при изучении темы, во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики.
На данном этапе используются следующие малые формы фольклора:
скороговорки, чистоговорки,
потешки, песенки, прибаутки, небылицы,
народные подвижные игры,
считалки и дразнилки,
загадки,
поговорки и пословицы,
пальчиковые игры.
Пользуясь разнообразными методами, применять различные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей. Ведущий прием - образец правильного произношения, выполнения задания.
Образное название звука или звукосочетания (ззз – песенка комара). Хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей также активно использовались. Сопряженная речь ребенка и воспитателя, отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи - образца) – такой прием может применяться практически на каждом занятии.
Традиционными остаются такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. В процессе работы использовать наглядные приемы, показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Для совершенствования дикции на занятиях использовать специфичное упражнение – заучивание скороговорок. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна.
Новую скороговорку произносить наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читать ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент опускался). На следующих занятиях, если текст легкий и дети сразу им овладевают, разнообразить задания: произносить заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми менять и темп. Постепенно занятия разнообразятся следующими приемами. Повторять скороговорки «по заявкам» детей. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: «Расскажите про покупки». Вторая группа: «Про какие про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание.
При повторении скороговорки детей оценивать ответы, указывать на степень отчетливости произношения, обращать внимание на качество движений губ ребенка, чтобы еще раз привлечь к этому внимание детей. Все перечисленные выше упражнения имеют своей основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка.
В своей работе использовать не только скороговорки, но и потешки. Например, содержание такого текста, как «Дон – дон – дон – дон, Загорелся кошкин дом» – обязывает передать тревогу, волнение по случаю происшедшего события. Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения использовать упражнения на звукоподражание, читать текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Например, «Наши уточки с утра: Кря – кря – кря…» Здесь можно применить прием индивидуального и хорового произношения потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком.
Народные песенки также представляют собой прекрасный речевой материал для использования. С их помощью развивается фонематический слух, так как народные песенки используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников.
Быстро включить детей в занятие привлечь внимание, вызвать активный интерес помогает загадка. Поэтому хорошо загадывать загадку в самом начале занятия. Иногда, сразу получив отгадку-слово, переходить к звуковому анализу этого слова, выделению звука. А если ребенок не отгадал сразу – давать постепенно подсказки: Это животное, он смотрит на всех свысока, значит он очень высокий, какое самое высокое животное ты знаешь? Так ребенок приходит к отгадке – «Жираф!» Загадки подбирать по звуковому принципу – слова-отгадки начинаются на автоматизируемые звуки, использовать игры «Отгадай-ка», «Отгадай и расскажи». Кроме того, загадки способствуют умственному развитию ребёнка, развитию его словаря, слухового восприятия, памяти. Активно в работу по составлению загадок можно включить родителей, чтобы они проявляли творческую активность, учили своих детей придумывать загадки, тем одновременно автоматизируя в речи детей поставленные звуки. В результате можно составить сборник авторских загадок.
Особенно много радости доставляют детям пальчиковые игры. Язык народных игр лаконичен, многообразен, богат звуковыми сопоставлениями. Здесь вместе с удовольствием дети получают и пользу: пальчиковые игры подготавливает ребёнка к овладению правильным звукопроизношением.
Пальчиковые игры использовать на каждом занятии. Начинать с простых фигурок, которые изображают предметы, животных, птиц. Затем показ фигурок проводили с небольшим стихотворным сопровождением: («У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво; зайка в зеркало глядит и ушами шевелит» и др.).
Народные подвижные игры на занятиях использовать как физкультурную минутку. Специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного материала. Это игры для автоматизации звуков, такие как: «Бараны» - для автоматизации звука «Р», «Бабка Ёжка» - на автоматизацию звуков «Ш», «Ж», «Колосок» - на дифференциацию звуков «С», «Ш». В игровой форме мышление протекает быстрее, и автоматизируемый материал усваивается прочнее, запоминается легче.
Пословицы и поговорки используются при непосредственном участии родителей. Давать домашние задания, включать пословицы на отрабатываемый звук. Дети совместно с родителями могут нарисовать
иллюстрации к пословицам. Результатом этой работы может стать альбом «Пословицы в рисунках детей».
Как организующий момент на каждом занятии можно использовать пословица: «Делу – время, потехе — час», настраивающей детей на последующую работу. Кроме того, проводить еще и работа по обогащению речи детей фразеологизмами. Поэтому включать в свою речь выражения, смысл которых был бы ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т. п.
Нужно учить детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные). Объяснять детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос, совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу», то они будут иметь совсем другой смысл. «Зарубить на носу» – значит запомнить. Или такое выражение – «Повесить голову». Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому? Анализировала с детьми несколько выражений типа «Водить за нос», «Дать волю рукам», «Нос повесить». После делать обобщение: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь. Таким образом, у детей формируются и лексические умения.
На логопедических занятиях учить детей анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, диво - дивное, синонимику (правда – истина, щука - рыба, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных: «Коровушка, буренушка, подай молочка, покорми пастушка». Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышать за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?».
Воспитатель оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков речь ребенка, закрепляет навыки по связной речи. Эта работа осуществляется с помощью пословиц, поговорок, загадок, частушек, подготовленных логопедом.
С родителями можно провести консультацию на темы: «Играем пальчиками с фольклором», «Использование фольклора для развития речи детей». На родительском собрании в первой младшей группе раскрыть тему «Детский фольклор», в помощь родителям сделать памятку «Играем пальчиками с чистоговорками». В папке-раскладушке выставить текстовый материал различных малых форм фольклора для того, чтобы родители могли повторять его дома с детьми.
Также разработать консультации для воспитателей «Не забывайте народные игры», «Пословицы в развитии речи дошкольника».
Ожидаемые результаты работы:
расширить детские представления об окружающем их мире,
обогатить лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
речь детей сделать более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
усилить самоконтроль за правильным звукопроизношением,
улучшить разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.
повысить у детей интерес к устному народному творчеству, чтобы они использовали в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывали народные игры – забавы с помощью считалок.
у родителей повысить интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивать с детьми и подбирать пословицы и поговорки, объяснять детям их смысл.
Уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается, при организации специального обучения с использованием малых форм фольклора.
С помощью различных форм фольклора можно более успешно решать задачу по коррекции звукопроизношения и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.