Анна Самойлович
Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Елизавета Ивановна Тихеева.
Аннотация: в работе описывается воспитание и развитие ребенка словом начинающегося с фольклора. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Известными педагогами отмечена важность использования фольклора в развитии речи детей в ДОУ.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Детский фольклор - часть народной педагогики. Его жанры интуитивно основаны на учете физических, психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика – древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала роль слова в формировании личности. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени. Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготения к ритмизированной речи, к игре. Игра – элемент, психологически необходимый для детей. (На что нас и ориентируют ФГОС).
Цель работы - показать, что через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, а также способствует всестороннему развитию личности.
В практике дошкольного образования использование малых форм народного фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию нескольких пословиц, потешек, поговорок. В наше время требования родителей к ДОО в отношении детей заключаются в подготовке к школе, усвоению грамоты, чтению. В речи родителей и детей все чаще появляются слова и выражения заимствованные из других (иностранных языков). Современное общество отличается стремительным развитием компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. К сожалению современные молодые, интернет- зависимые мамы редко читают детям произведения русского народного фолклора, поют колыбельные пред сном, пробуют помирить поссорившихся детей мирилками. А ведь детский фольклор многофункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно-практическая, познавательная, воспитательная, эстетическая. Он способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции. Известны разные способы и пути передачи традиционного детского фольклора: сознательная передача взрослыми детям; стихийное перенимание от взрослых, сверстников или старших детей.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.
Усова А. П. считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Классификация произведений детского фольклора может производиться по его функциональной роли, путям происхождения и бытования, художественной форме, способам исполнения. Следует отметить единство системы жанров детского фольклора, своеобразие которых определяется различием в мировосприятии ребенка и взрослого. Приведем примеры:
Колыбельные песни, выражают нежность и любовь к ребенку, имеют вполне определенную цель — усыпить его. Этому способствует спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Пение сопровождается покачиванием колыбели, и в песнях могут появиться звукоподражания: В колыбельных песнях велика роль импровизации: они поются до тех пор, пока ребенок не заснет. Вместе с тем большое значение имеют традиционные, устойчивые тексты.
Пестушки, потешки, поскакушки побуждают ребенка к бодрствованию, обучают его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как и в колыбельных песнях, важную роль здесь играет ритм, однако характер его иной — бодрый, веселый:"Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота,. "
Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки — с подскакиванием на коленях у
взрослого; потешки — с элементами сюжета, игры "Ладушки, ладушки. ", "Идет коза рогатая. "). В них появляются перечисления, диалоги. Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.
Прибаутки — это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Сюжеты прибауток очень простые (одно-мотивные или кумулятивные, напоминающие «маленькие сказочки в стихах» (В. П. Аникин). Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками; кысонька-мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого. Однако главная роль прибауток — познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т. д. Среди прибауток особое место занимают небылицы-перевертыши. Их установка — создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:" Где это видано, где это слыхано. "
Жеребьевки (или «сговоры») определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, или только один вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (Коня вороного или казака удалого?; Наливное яблочко или золотое блюдечко).
Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов) и обычно хореический размер.
Игровые приговорки и припевки содержание этих произведений определяла сама игра.
В играх дети изображают семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовит их к взрослой жизни. Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносили в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд — ритмичность, звукоподражания.
Заклички и приговорки — генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых. От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб на новый, крепкий; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: "Сколько мне жить?" Кукушка кукует, а дети считают
Заклички — это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Содержание закличек близко к заботам и чаяниям земледельцев: потребность дождя или, напротив, солнышка.
Заклички выкрикиваются хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержат просьбу-заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке.
Скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.
Молчанки — стихотворный уговор молчать, а также голосянки ( вариант: «волосянки») — соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка.
Дразнилки и насмешки, а также уловки, мирилки, отговорки. Они представляют собой короткие, преимущественно стихотворные тексты, рассчитанные на того слушателя, которому адресованы индивидуально.
Сатирические жанры регулируют социальное поведение ребенка, определяют его место в детском коллективе. Дразнилки высмеивают то, что воспринимается детьми как негативное. Их объекты — жирный, беззубый, косой, лысый, рыжий, жадный, ябеда, вор, плакса, воображая, попрошайка, "жених и невест", а также сам дразнила (Дразнила — собачье рыло). Насмешки, в отличие от дразнилок, обычно не мотивированы. Они возникают из прозвищ, т. е. рифмованных прибавлений к имени (Алешка-лепешка, Андрей-воробей.); из повторений разных форм имени ребенка (Ваня-Ваня-Валенок, Васька-Васёк, Катя-Катя-Катерина.). Уловки учат быть начеку, рассчитаны на то, чтобы обмануть собеседника, поставить его впросак и потребовать расплаты за глупость или оплошность.
Как отмечала Элеонора Павловна Костина "Среда, окружающая ребёнка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду".
Необходимо правильно подобрать дидактический материал (пособия, атрибуты, элементы костюмов, аудиозаписи) для стимулирования интереса детей к проявлению творчества в использовании маленьких фольклорных форм. Для развития речи детей по средствам устного народного творчества в ДОО всеми участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, создаются педагогические условия:
Это подбор фольклорного материала, направленного на развитие всех сторон речи ребёнка : звуковая культура речи, связная речи, грамматический строй речи, обогащение словаря, развитие речевого и слухового внимания;
Создание разнообразных, многофункциональных пособий.
Организация педагогического просвещение родителей по речевому развитию детей в домашних условиях при использовании фольклора.
В результате:
Дети активней вступают в общение, в игровой деятельности в проблемной ситуации используют знания малых фольклорных форм.
Родители в общении с детьми уходят от указаний, а вместо них используют отговорки, молчанки, уловки; пред сном, чтобы успокоить детей поют колыбельные и т. д.
Таким образом, средствами устного народного творчества не только развивается речь ребенка, но и воспитывается активно отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш. Гуманная педагогика [Текст] / актуальные вопросы воспитания и развития личности / Ш. Амонашвили. - М. : Амрита, 2010.- 288 с.
2. Бахтин, В. С. От былины до считалки [Текст] / рассказы о фольклоре / В. С. Бахтин – М., 1988. – 84 с.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи. М., Мозайка-Синтез, 2007
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. М., Просвещение, 2007.
5. Колесникова. - Ростов н/ Д : Феникс, 2010 пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 144 с.
6. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание. -2011.-№11.
7. Сохина Ф. А. Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. М., Просвещение, 2009