Светлана Ромашкина
Развитие речи детей через малые формы фольклора
▼ Скачать +Заказ
Иркутская область п. Мегет
Ромашкина Светлана Леонидовна
МБДОУ детский сад комбинированного вида №43
Развитие речи детей через малые формы фольклора!
А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи и речи детей в целом.
Публикация «Развитие речи детей через малые формы фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наши дети плохо говорят! Почему? Да потому, что в наше время в силу своей занятости, родители, развитие речи своего ребенка пускают на самотек или можно сказать на самостоятельное развитие. А может, потому что мы, взрослые, разучились с детьми разговаривать? Современные дети мало времени проводит в обществе взрослых (больше за компьютером у телевизора или телефона). Они редко слышат сказки и рассказы из уст родителей. Общаясь со своими детьми, родители редко в своей речи используют поговорки и пословицы, заклички, потешки, а ведь в них заключается суть решения любой проблемы связанной с речью. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, они запоминают всё, что им говорят.
Устное народное творчество или малые формы фольклора, обладают удивительной способностью пробуждать в детях доброе начало. Использование в работе с детьми дошкольного возраста фольклор - это уникальный способ помощи родителям в развитии речи детей, но и родители не должны забывать использовать в своей речи малые формы фольклора.
Фольклор –устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, прибауток, закличек, припевок, поговорок, загадок, колыбельных песен, … .
Солнышко, солнышко,
Колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно, Будет нам тепло!
Если использовать устное народное творчество совместно с современными методиками обучения, то речь детей станет выразительнее, разнообразнее, активнее, эмоциональнее, увеличится словарный запас. С самого рождения с ребёнком мама должна разговаривать и напевать ему колыбельные песни, прибаутки. пестушки, заклички, одевалочки. Колыбельные песни - это спутник детства.
1. Потягу-тягунюшки.
Порасту-растунюшки!
Ножки ходунюшки!
Ручки хватунюшки!
В роток говорок,
А в голову разумок.
2. Ой люли, люли, люли
Прилетели журавли.
Журавли то махнаноги
Не нашли пути дороги
Они сели на ворота,
А ворота скрип – скрип.
Не будите, не будите
У нас Ваня спит, спит, спит.
Сухомлинский В. А. считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие моменты:
1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;
2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;
3. содержание материала должно соответствовать возрастным особенностям;
Богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр и пальчиковых. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава «Ладушки – ладушки. Где были? У бабушки. Что ели?.».
Педагоги и психологи считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, несущий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения. Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать, слышать и повторять.
Фольклорные прибаутки - небольшие стихотворения из двух - четырех строк. Для прибауток характерно ласковые слова, добрые прозвища: котя, котенька – коток; курочка -рябушечка. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться, это смешное передавать в слове в игре. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики. Например: киска – киска, киска брысь, На дорожку не садись, А то детонька пойдёт. Через киску упадёт или Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик – Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызёт.
Родители должны играть и развлекать детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях.
1. Маленькие ножки, идут по дорожки
Большие ножки, бегут по дорожки.
2. Еду –еду к бабе к деду.
По кочкам по кочкам
По маленьким дорожкам
В ямку бух, раздавили сорок мух.
Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям. Ведь ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений, он выбирает наиболее удачное слово для точного и яркого выражения своей мысли.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитание детей.
Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Народные песенки, потешки, пестушки, - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Малые фольклорные формы можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно к самостоятельной словесной деятельности. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь.
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.
Список литературы:
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М. : 2007.
2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание № 3, 2007.
3. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8( 49) ноябрь, 2008
4. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду, № 4, 2001.
5. Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, Л. С. Куприна, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» изд. «Детство – Пресс», Снкт-Перебург, 2008 г.
6. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры