Папки-передвижки

Развитие речи детей через малые формы фольклора

Светлана Ромашкина
Развитие речи детей через малые формы фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Иркутская область п. Мегет

Ромашкина Светлана Леонидовна

МБДОУ детский сад комбинированного вида №43

Развитие речи детей через малые формы фольклора!

А. П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи и речи детей в целом.

Публикация «Развитие речи детей через малые формы фольклора» размещена в разделах

Наши дети плохо говорят! Почему? Да потому, что в наше время в силу своей занятости, родители, развитие речи своего ребенка пускают на самотек или можно сказать на самостоятельное развитие. А может, потому что мы, взрослые, разучились с детьми разговаривать? Современные дети мало времени проводит в обществе взрослых (больше за компьютером у телевизора или телефона). Они редко слышат сказки и рассказы из уст родителей. Общаясь со своими детьми, родители редко в своей речи используют поговорки и пословицы, заклички, потешки, а ведь в них заключается суть решения любой проблемы связанной с речью. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, они запоминают всё, что им говорят.

Устное народное творчество или малые формы фольклора, обладают удивительной способностью пробуждать в детях доброе начало. Использование в работе с детьми дошкольного возраста фольклор - это уникальный способ помощи родителям в развитии речи детей, но и родители не должны забывать использовать в своей речи малые формы фольклора.

Фольклор –устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, прибауток, закличек, припевок, поговорок, загадок, колыбельных песен, … .

Солнышко, солнышко,

Колоколнышко!

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно, Будет нам тепло!

Если использовать устное народное творчество совместно с современными методиками обучения, то речь детей станет выразительнее, разнообразнее, активнее, эмоциональнее, увеличится словарный запас. С самого рождения с ребёнком мама должна разговаривать и напевать ему колыбельные песни, прибаутки. пестушки, заклички, одевалочки. Колыбельные песни - это спутник детства.

1. Потягу-тягунюшки.

Порасту-растунюшки!

Ножки ходунюшки!

Ручки хватунюшки!

В роток говорок,

А в голову разумок.

2. Ой люли, люли, люли

Прилетели журавли.

Журавли то махнаноги

Не нашли пути дороги

Они сели на ворота,

А ворота скрип – скрип.

Не будите, не будите

У нас Ваня спит, спит, спит.

Сухомлинский В. А. считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию.

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие моменты:

1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;

2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;

3. содержание материала должно соответствовать возрастным особенностям;

Богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр и пальчиковых. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава «Ладушки – ладушки. Где были? У бабушки. Что ели?.».

Педагоги и психологи считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, несущий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения. Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать, слышать и повторять.

Фольклорные прибаутки - небольшие стихотворения из двух - четырех строк. Для прибауток характерно ласковые слова, добрые прозвища: котя, котенька – коток; курочка -рябушечка. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться, это смешное передавать в слове в игре. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики. Например: киска – киска, киска брысь, На дорожку не садись, А то детонька пойдёт. Через киску упадёт или Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик – Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызёт.

Родители должны играть и развлекать детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях.

1. Маленькие ножки, идут по дорожки

Большие ножки, бегут по дорожки.

2. Еду –еду к бабе к деду.

По кочкам по кочкам

По маленьким дорожкам

В ямку бух, раздавили сорок мух.

Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям. Ведь ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений, он выбирает наиболее удачное слово для точного и яркого выражения своей мысли.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитание детей.

Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Народные песенки, потешки, пестушки, - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Малые фольклорные формы можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к сознательному совершенствованию речи, особенно к самостоятельной словесной деятельности. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо.

Список литературы:

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М. : 2007.

2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание № 3, 2007.

3. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8( 49) ноябрь, 2008

4. Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду, № 4, 2001.

5. Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, Л. С. Куприна, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» изд. «Детство – Пресс», Снкт-Перебург, 2008 г.

6. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Малые формы нестандартного спортивного оборудования Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему: "МАЛЫЕ ФОРМЫ НЕСТАНДАРТНОГО СПОРТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАК УСЛОВИЯ.

Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчествоРазвитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество. Развитие речи детей с ОВЗ играет важнейшую роль в общем развитии личности. С.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей через малые формы фольклора
Опубликовано: 8 апреля 2021 в 17:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей через малые формы фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ромашкина (УИ 484341) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД