гузель ахметова
Особенности форм и методов работы по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности форм, методов работы по развитию речи дошкольников
Актуальность проблемы речевого развития. Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Невозможно представить развитие человека, само существование индивида, как личности, его связи с обществом вне процесса общения с другими людьми. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
Публикация «Особенности форм и методов работы по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Современные образовательные технологии
В своей работе с детьми большое внимание мы уделяем речевому развитию, поэтому применяем в своей практике следующие технологии:
Технология обучения детей составлению сравнений.
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
Технология обучения детей составлению загадок.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект. Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.
Игры и творческие задания для развития речи
Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда говоришь: «Сейчас мы с вами, ребята, поиграем!». Здесь даже ненужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Игровые приемы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь. Добиться положительного результата можно, если формировать, поддерживать и стимулировать познавательный интерес. Т. о. выстраивается логическая лесенка:
• Связная речь – грамотно оформленная мысль;
• Мысль базируется на знаниях – без знаний нет интеллекта;
• Детские знания приобретаются в игре;
• Познание – это важнейшее приключение в жизни, самая важная, интересная и развивающая игра на свете. И взрослые и дети должны получать удовольствие от процесса обучения как от самой увлекательной игры.
Развитие речи в игровой форме дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
ТРИЗ-технологии придумывание начала рассказа, конец рассказа, рассказ от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, сказки и рассказы на различные лексические темы, рассказ по пословице, смешные истории, рассказы - небылицы.
Сказкатерапия (Сочинение детьми сказок)
«Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\
«Что будет, если?»\ сюжет задаёт воспитатель\
«Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\
«Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д. \
«Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, конечно развитие речи. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Здоровьесберегающие технологии
Это физминутки, подвижные игры со словами, минутки настроения, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, суд-жок терапия, самомассаж направлены на сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Правила для смелых и упорных педагогов
Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.