Ольга Краснова
Развитие навыков связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно говорить, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Весь уклад жизни в детском саду способствует развитию речи детей.
Публикация «Развитие навыков связной речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Работа по обогащению знаний и представлений дошкольников во всех сферах их деятельности (игровой, бытовой, образовательной – занятия изобразительной деятельностью, музыкальные, по формированию элементарных математических представлений и т. п.) и развитию речи неразрывно связаны.
В младшем дошкольном возрасте должна проводиться подготовительная работа обучению детей рассказыванию.
Монологическая речь формируется в недрах диалога как основной формы речевого общения.
Диалог - первая ступень в развитии связной речи ребенка.
В методике работы с детьми разработаны приемы формирования диалогической речи :
- Обучение детей понимать вопросы и отвечать на них;
- Обучение детей задавать вопросы. Воспитатель,
общаясь с группой детей, учит их слушать и активно включаться в разговор;
- Участие детей в драматизациях: близкое к тексту воспроизведение отрывка из сказки (с подсказками педагога).
- Активное дословное воспроизведение ответов на вопросы в фиксированном диалоге
(«Курочка - рябушечка», «Кисонька - мурысенька …» и т. д.)
Существует несколько видов рассказывания. Одним из них является пересказ. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям, потому что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать.
С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умения слушать, отвечать на вопросы.
Обучение рассказыванию начинается с простого воспроизведения знакомых сказок, построенных на повторах («Колобок», «Репка», «Теремок»). Дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя одно - два слова или целое предложение.
Также помогают детям пересказывать художественное произведение мнемо - таблицы. Дети быстро запоминают определенные символы и легко воспроизводят текст.
Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстрированным материалом. В детском саду используются как предметные, так и сюжетные картины. Дети младшей группы не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных действий и свойств. Задачей воспитателя является:
- обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
- постепенный переход к занятиям, упражняющим в связной речи
(ответы на вопросы и составление небольшого рассказа).
Рассматривание картины сопровождается словом воспитателя (вопросом, объяснением, рассказом). После беседы воспитатель может сам рассказать по картине.
В младшем возрасте используются игровые приемы (расскажем кукле).
Можно рассматривание сопровождать показом игрушки; использовать литературные и художественные вставки. Первые картины для детей младшей группы – картины, изображающие отдельные предметы, домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни («Наряжаем елку», «Кошка с котятами»). После занятия картина остается еще несколько дней. Дети еще раз рассматривают ее и замечают то, что не заметили раньше.
Одно из самых интересных и любимых детьми занятий - рассматривание и описание игрушек. Занятие по описанию игрушек начинается с их рассматривания.
Чтобы обучать детей самостоятельному рассказыванию можно использовать схемы. Они помогают составлять подробные рассказы - описания. Эти схемы состоят из шести клеток или прямоугольников, на которых изображено шесть характерных признаков предметов или объектов, о которых надо рассказать:
-форма,
- цвет,
-величина,
-материал,
- часть игрушки или предмета,
- действия.
Эти схемы мы используем с младшей группы. Описание идет по вопросам педагога. Дети отвечают отдельными фразами. В конце педагог предлагает послушать рассказ об игрушке. Этот рассказ является образцом.
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте ведется большая подготовительная работа, которая способствует развитию навыков связной речи.