Людмила Лазарева
Развитие речевых коммуникаций педагога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевых коммуникаций педагога в ДОУ.
Многие недооценивают устную речь, относятся небрежно. В повседневной жизни мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, неряшливым произношением и массой речевых ошибок. Ведь не случайно ученые говорят о кризисе русского языка, особенно в сфере устного общения.
Публикация «Развитие речевых коммуникаций педагога в ДОУ» размещена в разделах
Задача педагогов повышать профессиональную компетентность. Очень велика ответственность педагогов, родителей за культуру собственной речи, ведь постоянно слыша вокруг себя образец правильной речи, ребенок подражает, спонтанно усваивая норму литературного произношения.
Грамотная речь – это зеркало отражающая степень интеллектуального развития человека. Очень часто встречается просторечный стиль: «кажный», «колидор», «канпот», «лисапед» и т. д.
Еще пример разговорного стиля: «скоко повторять», «седня холодно», «ничо не надо», «ложи на место», «не раздевай пальто».
В профессиональном стандарте сказано: «Все современные системы образования, в том числе ФГОС ДО, стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижером, развивающий разум ребенка, образованным, развитым, грамотным, думающим, помогающим найти способы решения возникших проблем. Одной из важнейших составляющих развивающей среды является речь педагога. Считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста».
Плодотворно работать над речью детей может тот воспитатель, который владеет собственной речью и неустанно заботится об ее усовершенствовании. Педагогический коллектив нашего учреждения считает задачу развития речи детей важной составляющей для успешной подготовки к обучению в школе.
Неоднократно проводила работу с педагогами дошкольного образования консультативно на основе обмена опытам по темам:
- «Культура собственной речи»;
- Речевая викторина для педагогов ДОУ «Раз словечко, два словечко» и т. д.
Уточняли знания педагогов по познавательно- речевому развитию детей.
В речевом и познавательном развитии детей не малую роль имеет семейное воспитание, поэтому через родителей идет активная работа с детьми по речевым навыкам.
При составлении годового плана по работе с родителями, планируется работа по развитию речевых коммуникаций у дошкольников. Сделали «шар предложений» речевой почты. Учитывая предложения и вопросы родителей, проводим различные практические мероприятия по речевому развитию детей.
Сами родители ведут рубрику «Советуем друг другу», «Это интересно», «Лучшие рецепты».
Мамам и папам приходится решать самые разные задачи в воспитании своих детей, а что бы справиться с возникшими ситуациями можно решить их коллективно.
Неоднократно проводила Родительские клубы по темам речевого развития :
- «Факторы успешного речевого развития»
- «Играя развиваем речь»
- «Наши дети говорят красиво» и т. д.
Тесное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями поспособствовало эффективности успешной реализации поставленных задач в развитии речи у дошкольников.
Всем известно, что сказки- один из старейших и интереснейших способов повествования, который в доступной и занимательной форме рассказывает детям об окружающем мире, о добре и зле, о различных проявлениях душевных качеств. Благодаря сказкам, в ребенке закладываются лучшие черты характера.
Дети дошколята, любят слушать стихи. Рифмованные и ритмичные переходы удерживают их внимание, ребята с удивительной легкостью запоминают их.
Я немного расскажу об одном интересном разделе, которое я называю «Детское речетворчество». С ребятами сочиняем сказки (сезонные, авторские, индивидуальные, коллективные). Самые любимые: «Медвежья семья»; «Как семечка заблудилось»; «Друзья пришли на помощь» и т. д. Сочинили «Мирилки» и стихи. С успехом участвуем в конкурсах различного уровня. Имеем два сборника под названием «Калейдоскоп сказок». В дальнейшем мы планируем принять участие в региональном конкурсе «Сибирские сказки».
Таким образом, познавательно-речевое развитие у дошкольников является важной трудно решаемой задачей. И успешное ее решение необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Поэтому целенаправленная систематическая работа педагогов с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приводит к положительной динамике показателей:
-Это повышает качество образование детей;
-Повышение квалификации педагогов;
-Педагогический опыт и его систематизация;
-Сохранение и укрепление здоровья детей.
Лазарева Людмила Михайловна
Воспитатель высшей квалификационной категории
р. п. Линево д/с «Огонёк»
2020г.