Шатохина Светлана
Развитие речевой активности в игре младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевой активности в игре младших дошкольников.
Сюжетно – ролевая игра положительно влияет на развитие речи. Играя, ребенок разговаривает с игрушкой, говорит за себя, за нее, подражает голосам зверей и т. д.
Публикация «Развитие речевой активности в игре младших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель в игре ведет диалог с детьми, благодаря этому, у плохо говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Воспитатель просит детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно – ролевой игре развивается речевая активность детей.
В сюжетно – ролевых играх дети подражают взрослым, воспроизводят их деятельность и отношение между ними. Ребята проговаривают свои действия: «Врач делает укол»; «Фармацевт продает лекарства». Дети берут на себя определенную роль. «Я буду мама, а ты моя дочка,которая заболела - говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. Воспитатель в игре должен показать ребенку те или иные действия с игрушкой: «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.
Педагог показывает и рассказывает свои действия: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Играя с игрушкой и слушая воспитателя, ребенок быстро запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия проговаривать: «Я покупаю игрушки. Ваня покупает игрушки. Лиза покупает игрушки».
В сюжетно-ролевой игре важно следить за порядком выполнения действий «Расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Маши». Когда дети видят разные действия и при этом слышат им обозначения, у них развивается речь.
Сразу выполнять действия в правильной последовательности дети еще не могут. Посмотрев как играют ребята, можно увидеть, что они укладывает куклу спать, не сняв с нее платье и обувь. Поэтому сначала надо показать порядок игровых действий, а потом давать задания: «Уложи куклу спать».Показывая как надо играть, нельзя отвлекаться или делать замечание, т. к. дети могут потерять интерес к самому процессу.
Воспитатель должен правдиво перевоплощаться в каждую роль, чтобы заставить ребенка с интересом смотреть за происходящим,переживать за героев.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно – ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. По мере овладения детьми сюжетно – ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла, т. е объяснить что играть можно и с предметами-заместителями. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Принимая во внимание характер игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте им нужно давать такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворять их индивидуальные запросы, так как первоначально коллективное использование игрушек таким детям недоступно.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети – пассажиры и на остановках они что – то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играют с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее и «продавца». В указанные игры дети вовлекаются постепенно.
Таким образом сюжетно-ролевые игры являются хорошей базой для активизации словаря детей и развития связной речи.