Татьяна Пряхина
Опыт работы «Формирование речевой культуры у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении нескольких лет своей педагогической деятельности я работала логопедом в детском саду. В настоящее время воспитатель. Начав работу с группой столкнулась с проблемой большинства воспитателей младших групп – малоговорящие или неговорящие дети, при отсутствии поражений речевого аппарата и нервной системы. Данная трудность малышей связана по мнению специалистов с низкой речевой и имитационной активностью деток дома, до посещения детского сада. В дальнейшем многие детки испытывают трудности речевого развития; звукопроизношения и нуждаются в помощи логопеда. Только есть одно но: логопед начинает работать с 4 лет, когда трудность зафиксирована.
Публикация «Опыт работы „Формирование речевой культуры у младших дошкольников“» размещена в разделах
- Таким образом оценив ситуацию, в настоящее время у меня сформировался свой подход к развитию речи в период адаптации и в ходе работы с младшими дошкольниками, основанный на логопедических методиках и техниках, направленный на профилактику и раннюю коррекцию нарушений речевого развития в ходе реализации основной образовательной программы.
- Опираясь на возрастные особенности деток 2 – 4 лет можно с уверенностью говорить об игре как ведущем виде деятельности и мелкой моторике как основном движущем факторе развития в этом возрасте и вплоть до 7 лет,
- Поэтому в качестве основных видов работы с детьми я использую:
1. Артикуляционную гимнастику адаптированную к данному возрасту.
2. Пальчиковые игры, на развитие мелкой моторики руки.
- Таким образом вся суть моего подхода к раннему речевому развитию заключается в развитии речевого аппарата и воздействий на зону ближайшего развития путем речевого сопровождения пальчиковых игр.
Думаю основания использования стали для вас прозрачны и сейчас в качестве навыка, которым мне хотелось бы поделиться являются сами гимнастики и пальчиковые игры адаптированные для работы воспитателя младшей группы.
Артикуляционная гимнастика: «Зоопарк»; «Пятныш и Кисонька»; «Жила – была Бяка»;
«Веселая прогулка»; «Приключения язычка».
Пальчиковые игры: «В деревне»; «Заготовим капусту»; «Моем руки»; «Месим тесто»; «Печем блины»; «Замок»; «Домик»; «Пальчики ложатся спать»; «Семья»; «Сказка про зайку» и др.
Пальчиковая игра «В деревне» - сказка является частью таких видов деятельности как чтение художественной литературы, познавательная деятельность, а в старшем дошкольном возрасте можно привлечь детей к изготовлению масок для пальчиков.
Мы играем во множество игр сюжетных, дидактических и основная функция контроль речепроизношения, в данных же играх мы стимулируем развитие речевого аппарата.
Таким образом переходим к вопросу о месте артикуляционных игр и пальчиковых игр в общеобразовательной деятельности.
Большинство из них имеет определенную тематику и прекрасно вписываются в тематический план. В ходе же дня они прекрасно могут быть использованы в качестве дополнения к зарядке, разминке в ходе занятий, основанием для начала тематических бесед, сопровождением режимных моментов. И главная особенность их использования в целях речевого развития не просто произношения (как в потешках и присказках) для обозначения процесса или этапа работы, а правильное произношение, акцентом на расположение губ, зубов, язычка.
- Поэтому рекомендую обратить внимание на артикуляционные гимнастики и сделать их одним из инструментов работы – это позволит не только привести логику в работу воспитателя, эффективно использовать все периоды работы в том числе режимные моменты и физ. минутки, но и станет хорошим предспорьем в речевом развитии.