Елена Харитонова
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для того, чтобы говорить в нормальном темпе, выразительно, красиво, фразами достаточной длины, нужно пользоваться полноценным речевым выдохом, вот его-то и нужно развивать у ребёнка.
Помимо этого сильная целенаправленная воздушная струя воздуха, необходима для правильного произношения звуков.
Развивать умение правильно дышать при речи, особенно важно и потому, что скоро ребёнок приступит к чтению и ему понадобится полноценное дыхание. Впереди ждёт не только встреча с миром книг, прочитанных самостоятельно, но и тест на "технику чтения".
ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ СИЛЬНОЙ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ
воздушные шарики
мыльные пузыри
соломинки для коктейлей
пёрышки
ватные шарики
свечи
свистки
дудочки
губные гармошки
теннисные мячики
карандаши
ПРАВИЛА
ПРИ РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Вдох через нос, выдох – ртом.
Выдох должен быть продолжительным и плавным (предметы, предлагаемые ребёнку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребёнка).
Не поднимать плечи при вдохе.
Не надувать щёки при выдохе.
Упражнения на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз (во избежание головокружения)
Следить за осанкой ребёнка: спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи.
Упражнения дыхательной гимнастики должны проводить в хорошо проветренном помещении.
Все упражнения проводить в игровой форме, только с положительным настроем.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СИЛЬНОЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ СТРУИ ВОЗДУХА
1. Дутье при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:
• «Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.
• «Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.
• «Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
2. Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой. Напряжение круговой мышцы рта.
• Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».
• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
• Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.
• Задувание свечи.
• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
• Пускание мыльных пузырей.
• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.
• «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближены ми губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. «Пошлепать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.
4. Дутье на язык.
• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
• Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.