Людмила Волынец
Развитие ребенка через театрализованную деятельность на утреннем круге
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка через театрализованную деятельность на Утреннем круге. Воплощаем новые идеи взаимодействия.
Гармоничное развитие личности возможно только через развитие творческих способностей ребенка. Театрализованная деятельность помогает раскрыть творческий потенциал ребенка, развить эмоциональную сферу, мышление, а так же обеспечить усвоение новых ЗУН (знаний, умений и навыков)
Публикация «Развитие ребенка через театрализованную деятельность на утреннем круге» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
Театрализованная деятельность не может осуществляться обособленно от основной образовательной программы. Необходимо включение элементов театрализации во все виды учебно-воспитательной деятельности т. е. театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается во все занятия, в совместную деятельность детей и педагога в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
Одной из целей моей деятельности, стала разработка модели сочетания и слияния основной образовательной программы «От Рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и программы сада по театрализации. При этом необходимо было найти пути раскрытия творческого потенциала ребенка, стимулировать развитие самостоятельности, инициативы, стремления к исследованию, творческому раскрытию детей. В данном материале я делюсь успешным опытом сочетания поисково-экспериментальной деятельности с театрализацией на Утреннем круге.
Основные задачи :
-развитие мышления ребенка; так же научить находить, анализировать, структурировать и творчески реализовывать полученную информацию.
-Развитие самостоятельной театрализованной, в конечном итоге творческой деятельности.
-Создание реальных мотивирующих условий для раскрытия ребенка,ребенок должен находиться в ситуации успеха «У меня все получится!»
Любой человек существо социальное, работая с ребенком мы обязательно учитываем особенности его окружения, воспитания, психо- физических характеристики. Соответственно необходимым фактором являлось активное привлечение родителей к творческой жизни группы. т. е наладить контакт и сотрудничество в триаде родитель-ребенок-воспитатель, со-работничество, совместное творчество.
Однозначным запросом родителей являлась максимальная подготовка детей к школе, по результатам родительского опроса видимым результатом было к достижению ребенка 5 летнего возраста «Умел считать хотя бы до 20, знал буквы и желательно умел читать», часть родителей находились в позиции «Вот дети, мы платим, это ваша работа,учите их, а нам нужно работать, нам некогда»
Источником такой позиции была ориентация на внешний, поверхностный признак успеха, а так же занятость родителей, напряженный темп жизни, а иногда, и непонимание, как именно заниматься с ребенком.
Было понятно, что подобная позиция во многих аспектах транслируется и остальными родителями. Проанализировав ситуацию,я пришла к выводу, что необходимо найти способ сочетания двух программ, раскрытия потенциала ребенка, а так же найти взаимопонимание с родителями, привлечь их к совместной деятельности в триаде ребенок-родитель-воспитатель. Нужно формировать единое информационное и понятийное поле «говорить на одном языке», и активно участвовать в деятельности ребенка, поддерживая его инициативу.
Основной установка и посыл к действиям :
1. ребенок усваивает ту информацию, в которой он заинтересован, прожил, переработал, желательно сам запросил исследование. На 90 % усваивается информация творчески переработанная! Т. е. необходимо создать условия творческой обработки программы + дополнительно тем по личному поиску, точнее запросу детей с активным участием и поддержкой взрослых.
2. Помимо усвоения знаний,творческая обработка темы должна включать в себя развитие таких высший психических функций как память,внимание,мышление,воображение.
В результате личных бесед, информирования в группах вайбер мы с родителями выработали совместное понимание, что помимо набора знаний, будущим школьникам необходимо в первую очередь развивать эти процессы.
3. Кроме того очень важно научить ребенка добывать информацию и обрабатывать ее, т. е. учить и подсказывать способы исследования и структурирования материала / информации, творчески реализовывать, обеспечить поддержку и принятие действий ребенка. Основные вопросы:
ЧТО? (мы хотим узнать)
ГДЕ (узнаем у кого, интернет, сами проведем эксперимент)
КАК (как применить, реализовать,эксперимент,наблюдение,решение творческое)
Именно поэтому, в образовательных ситуациях процесс строиться на решении ребенком проблемных задач, с провоцированием самостоятельного поиска решения проблемы.
Свободная исследовательская деятельность осуществляется по запросу детей, а так же в соответствии с тематическим периодом. Например,однажды дети на осенней прогулке обнаружили земляного червя, благодаря их активному интересу родился проект «Кто такие червяки?»
Где мы (воспитатели) принципиально заняли позицию, «узнаем и исследуем вместе». Вместе смотрим видео, ищем и наблюдаем на природе и учимся составлять журнал исследователя, где графически начинаем отмечать полученные результаты. Это была одна из первых ласточек, затем ряд проектов по инициативе детей и мы начали ненавязчиво подталкивать их интерес в сторону тематических недель.
Дети дома самостоятельно готовят сообщение, доклад по теме и презентуют его на Утреннем круге. Если это поделка, то ребенок сообщает идею, а так же рассказывает из каких материалов и как делал. Естественно, что само собой получилось, что родители стали активно интересоваться деятельностью детей в группе, помогать активно готовиться, искать информацию и творить вместе!
Самостоятельные доклады, презентации помогают ребенку помимо углубленного освоения темы, научиться выступать перед аудиторией, защищать свою позицию, развивает речь, учит структурировать сообщение. Одной из проблем видимых нам, педагогам и так же поступившим по запросу родителей,была плохая усидчивость детей, низкий уровень развития мелкой моторики, а так же нежелание, отсутствие мотивации заниматься творчеством. У ряда детей стояла эта проблема, частые высказывания, мне скучно, я не хочу рисовать, клеить, лепить, смотреть ваши образовательные видео. У данных детей наблюдались сложности и в общени со сверстниками, в игре часто вспыхивали конфликты, рукоприкладство «Я хотел эту машину, лего и поэтому забрал, он не давал и я ударил. Изумление :Это же мне надо и я взял, оттолкнул, ударил.
Именно стимулирование ситуации на самостоятельное проявление, желание реализоваться, у кого то конкурентность, а так же постоянные беседы и участие родителей помогают решить ситуацию.
Один из мальчиков Кирилл, категорически не желал заниматься творчеством, раскраски выполнял закрашивая весь лист темным цветом, естественно не соблюдая никаких границ. Не могу и не хочу делать, заниматься. Нежелание самостоятельно раздеваться и одеваться, низкий уровень развития мелкой моторики, плохая усидчивость, отсутствие мотивации.
Данную ситуацию обсудили с мамой, и пришли к взаимному соглашению, активно стали привлекать к сообщениям, исследованиям и просто занятиям творчеством. Кроме этого оба родителя стали активно участвовать в совместном изготовлении поделок для утр. круга всячески стимулировать самостоятельность в одевании-раздевании. К концу учебного года стали заметны подвижки: гордость и желание участвовать в творческой деятельности на УК, уровень поделок,рисунков, раскрашивания вырос от низкого к среднему. Старается соблюдать контуры, освоил кисть, участвует в музыкальных занятиях, одевается и раздевается самостоятельно, в последнее время успевает вместе с группой, стал даже самостоятельно заправлять постель, выворачивать и складывать одежду в кабинке, хотя данные действия пока периодически требуют внимания взрослых. Т. Е. видно развитие мелкой и крупной моторики, мышления, умения организовать себя,заинтересованность ребенка в деятельности.
Вот отзыв мамы по прогрессу Кирилла: «У Кирилла наблюдаем значительный прогресс в занятиях, более усердно стал заниматься поделками и тщательнее готовиться к утреннему кругу. Однозначно стал более самостоятельным и немного порасторопнее. Полностью одевается сам, чего не было в течение года. Ходит в группу с удовольствием без слез и истерик, и даже не всегда хочет уходить домой вечером.»
У др. мальчика В. наблюдалась проблема с усидчивостью, посреди любого занятия, мероприятия, эксперимента через 10 мин раздавался громкий голос «Мне скучно!» В результате беседы с родителями выяснилось, что, В. часто весь досуг самостоятельно сидит в телефоне, такая реакция для них привычна, творчество и взаимодействие с окружением существенно заменяются телефоном и играми в нем. Помимо ограничений по телефону, были рекомендованы упражнения на развитие внимания, чтение вслух, прослушивание аудиосказок, а так же привлечение к жизни группы. Активное участие и заинтересованность в презентациях, докладах, поделках на утреннем круге, совместное творчество с родителями, творчество в группе, дало хорошие результаты. В. стал активнее, с интересом участвовать в проектах, отмечаем развитие речи, усидчивости и мелкой моторики.
Многие из детей в силу возраста (4-5 лет) испытывали трудности при выступлении перед группой, при этом огромное скрытое желание быть активным, участвовать в жизни группы, заниматься творчеством, быть в ситуации успеха. Данная форма работы позволила детям проявить и развить свои таланты.
Помимо вышеописанных ситуаций, вот примеры отзывов родителей:
Наталья, мама Вики :Наша Вика каждый вечер что то лепит, красит, клеит. С таким интересом и удовольствием, желанием показать потом в садике свои достижения. Спасибо вам,дорогие воспитатели, за такую искреннюю включенность в жизнь и развитие наших детей!
Мама Ани:Это замечательный опыт и подготовка к школе. Навыки публичных выступлений очень важны в любом возрасте и очень здорово, что дети уже начали такую работу.
Мама Матвея : Ребенок с удовольствием делает поделки. Научился выступать и презентовать сам свои труды.
Основной задачей театрализации выполненной на данном проекте стало развитие речи, умение публично выступать, структурировать информацию, отстаивать свою точку зрения.
Мама Максима : Проведение утреннего круга мотивирует ребенка к воплощению творческих идей, учит презентовать свои работы и построить логичный рассказ.
Мама Алисы: Доклады, презентации способствуют развитию речи, раскрепощению ребенка. Алиса стала смелее, почти не боится что -то рассказывать на публику.
Мама Димы:Все это полезно и пригодиться детям в будущем т. к. моего сына сложно организовать и многое он до дома не доносит, то можно как вариант давать тему ребенку, чтобы вместе с родителями раскрыть и подготовить. Мне все интересно, что связано с изучением чего-то нового и даже ребенок меня удивляет своими познаниями и освежает в памяти разные исторические, и не только, факты.
К концу года, по наблюдениям и отзывам родителей, было явно видно, что дети стремятся активно участвовать в жизни группы, получать новые знания, стремятся экспериментировать, узнавать новое, заниматься творчеством, к тому же родители активно и с удовольствием участвуют в общей деятельности. В общем, наши поставленные задачи выполнены, главное продолжать эту деятельность по мере роста детей. Яркие, интересные проекты, исследования,желание детей творить, поддержка и участие родителей создают крайне благоприятную среду для развития детей через сплав исследовательской и театрализованной деятельности.