Приложение МААМ

Развитие психологической культуры молодых педагогов ДОУ

Ольга Усанова
Развитие психологической культуры молодых педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие психологической культуры молодых педагогов ДОУ

В последнее время дошкольные образовательные учреждения испытывают острую нехватку профессиональных кадров. Очень часто в детские сады приходят специалисты, начинающие воспитатели,- выпускники педагогических высших учебных заведений (учителя различных профилей, либо выпускники высших и средних учебных заведений не имеющие дошкольного образования.

Публикация «Развитие психологической культуры молодых педагогов ДОУ» размещена в разделах

Именно поэтому, особого внимания руководителя, педагога- психолога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и всего педагогических коллектива в целом, требует решение задачи содействия профессиональному становлению молодого педагога, самоактуализации его личности и, как следствие удержание молодых педагогов на педагогическом поприще именно в дошкольном учреждении.

Работа с молодыми специалистами является частью работы психологической службы образовательного учреждения с педагогическим коллективом. Основной акцент модернизации образования направлен на необходимость создания условий для наиболее полной самореализации личности. Это предъявляет повышенные требования к уровню личностно-профессионального развития каждого педагога и молодого специалиста. В прояснении личностных возможностей, психологических ресурсов, вопросов формирования профессиональной компетентности, готовности к профессиональному росту может оказать помощь педагог-психолог. Его основные задачи при этом - способствовать решению профессиональных и личностных проблем, возникающих из-за отсутствия психологических знаний о своем внутреннем «Я», о педагогических возможностях общения с детьми и родителями.

Для решения данной проблемы в ДОУ разработан и апробирован психолого-педагогический проект «Психологическая азбука» направленный на работу с молодыми специалистами ДОУ.

Цель проекта :формирование социально-психологической компетентности и психолого-педагогическая поддержка профессионального становления молодого воспитателя и самоактуализация его личности.

Задачи проекта: помочь молодому специалисту осознать и осмыслить себя в профессии и в общении с другими участниками педагогических воздействий; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребёнком или в интересах собственного развития ; способствовать самопознанию и раскрытию внутренних ресурсов; знакомить с психологическими основами дошкольного воспитания.

Участники: молодые специалисты ДОУ, педагоги ДОУ, администрация, педагог-психолог.

Принципы работы по проекту добровольности; конфиденциальности - информация, относящаяся к тому или иному участнику, не обсуждается с другими без его согласия; доверительности; диалога - участники находятся в постоянном контакте, обсуждают все возникающие вопросы.

Ожидаемые результаты: успешная адаптация молодых педагогов в новом коллективе; повышение уровня профессионализма педагогов, составным компонентом которого является личностная, коммуникативная и психологическая подготовленность; овладение современными психолого-педагогическими знаниями и умениями.

Проект можно разделить на 3 этапа.

1 этап –предварительный.

Задачи: анализ проблемного поля, выявление причин сложностей в осуществлении профессиональной деятельности. Данный этап включает в себя анкетирование, изучение проблем, подбор методик и приемов диагностики.

2 этап – основной

Задачи: способствовать самопознанию и раскрытию своих внутренних ресурсов; формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми.

Для решения задач второго этапа делается акцент на интерактивных методах обучения, которые являются высокоэффективными в решении целого ряда проблем, кроме того имеют рефлексивную направленность занятий. Применение в совокупности разнообразных активных методов позволяет сохранить внимание слушателей, поддерживать работоспособность на высоком уровне, облегчают восприятие материала. Тематика проводимых занятий может меняться в соответствии с потребностями педагогов в познании той или иной темы, или в связи с выявленными проблемами в ходе изучения деятельности педагогов.

Примерный план мероприятий 2 этапа проекта:

№ Мероприятия Цель Сроки поведения Ответственные

1. Тренинг личной эффективности «Знакомимся с собой»; Создание благоприятных условий для работы, осознание некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности Октябрь Педагог-психолог

2. Информационно-практические занятия «Основные характеристики психологии дошкольного возраста»

Расширение знаний основ дошкольной психологии

Ноябрь Педагог-психолог Заведующий ДОУ

3. Психологический практикум

«Ступени мудрости переживаний» Знакомство с быстрыми и эффективными способами снятия внутреннего напряжения. Приёмами саморегуляции Декабрь Педагог-психолог

4 Информационно-практические занятия «Социальная ситуация развития дошкольника»

Расширение знаний основ дошкольной психологии

Январь Педагог-психолог Заведующий ДОУ

5 Тренинг личной эффективности «Психологическое благополучие педагога»

Расширение знаний основ дошкольной психологии

Январь Педагог-психолог

6. Информационно-практические занятия «Эмоции как центральная психическая функция, воображение как центральное психологическое новообразование детей дошкольного возраста» Расширение знаний основ дошкольной психологии

Февраль Педагог-психолог Заведующий ДОУ

7. Тренинг личной эффективности «Полюбить себя»

Прояснение «Я-концепции», развитие уверенности в себе через любовь; закрепление благоприятного отношения к себе Март Педагог-психолог

8. Информационно-практические занятия «Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста» Расширение знаний основ дошкольной психологии

Апрель Педагог-психолог

Заведующий ДОУ

Использованные методы и формы работы позволяют участникам высказывать свою точку зрения. Обогащают педагогов теоретическими знаниями и помогают установить взаимодействия с детьми с учетом полученных знаний.

3 этап реализации проекта – заключительный.

Задачи этапа: подведение итогов реализации проекта. Данная задача реализуется путем анкетирования педагогов «Обратная связь».

Список литературы:

1. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопр. психол. 1988. N 5

2. Аминов Н. А., Гусева Е. П., Левонкина И. А. Индивидуальные различия в общительности, связанной с педагогическими способностями у школьников // Способности и склонности / Под ред. Э. А. Голубевой. М., 1989.

3. Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976. 145 с.

4. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

5. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. - № 1. – С. 56-65.

6. Вербова К. В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Beстник МГУ. Серия: Психология. 1990. N 2.

7. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998, №13.

8. Зеер Э., Сыманюк Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 1997., т. 18, №6

9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М. : Логос. – 2003.

10. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск 1986. 191с.

11. Климов Е. А. Об одном ходе мысли, полезном для психолога // Вестник МГУ. Серия: Психология. 1991. N 2.

12. Кричевский Р. Л., Если Вы – руководитель, М, 1996

13. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М. : Флинта, 1998.

14. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.

15. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М. ; Воронеж 2002.

16. Немов Р. С. Психология : Психология образования. Кн. 2. М. : Владос, 1994.

17. Петровский А. В. Психология. – М., 2002.

18. Проблемы адаптации молодых педагогов : Отчет по результатам социологического исследования. Тольятти: Изд-во Фонда "Развитие через образование", 1999.

19. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И. И. Ильясова. – М., 1981.

20. Шафранская К. Д. Адаптивные реакции при психических состояниях человека // Тез. науч. сообщества психологов к XXII Междунар. психолог. конгрессу: В 2-х ч. Ч. 2. – М., 1981.

Публикации по теме:

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня, мы, будем говорить о творчестве педагогов, о нашем с вами творческом потенциале. И как его развить.

Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно»Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно» Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с молодыми, начинающими работать, педагогами своим опытом математической деятельности. Когда.

Консультация для педагогов «Техники по созданию условий охраны и укрепления психологической безопасности в ДОУ» МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Консультация для педагогов «ТЕХНИКИ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Мастер-класс для молодых педагогов «Сенсорное воспитание и развитие дошкольников» .

Методические рекомендации для молодых педагогов Данные методические рекомендации были сформулированы мною в ходе своей работы по самообразованию. 1. Не надо боятся. Ни детей, ни родителей,.

Фотоотчет «Посещение ресурсного центра для молодых педагогов»Фотоотчет «Посещение ресурсного центра для молодых педагогов» Посещение ресурсного центра для молодых педагогов на базе «Детского сада «Звездочка» Вечным законом да будет: учить и учиться всему через.

Роль наставничества в формировании профессиональных качеств молодых педагогов Роль наставничества в формировании профессиональных качеств молодых педагогов Панченко Светлана Константиновна, преподаватель ГБПОУ ВО.

Сценарий интеллектуальной игры для молодых педагогов Интеллектуальная игра 20 к 1-му. Блиц опрос. Тема: «Молодой педагог» Цель: Обеспечить постепенное вовлечение молодого специалиста во все.

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов Психологическое сопровождение молодого специалиста – это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. Очень важно помочь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие психологической культуры молодых педагогов ДОУ
Опубликовано: 4 марта 2019 в 12:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие психологической культуры молодых педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Усанова (УИ 48229) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД