Наталья Емец
Развитие психики аномальных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям,которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка :
*цикличность психического развития;
*неравномерность психического развития;
*развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;
*пластичность нервной системы;
*соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.
Публикация «Развитие психики аномальных детей» размещена в разделах
Зная их,можно продуктивно искать пути,факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями. Надо различать и общие закономерности отклоняющегося развития :
*снижение способности к приему,переработке,хранению и использованию информации;
*трудность словесного опосредования;
*замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;
*риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В. И. Лубовскому).
В. В. Лебединский на основе представлений отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выгодский,Г. Е. Сухарева,В. В. Ковалев,Л. Каннер и др.) предложил свою классификацию видов психического дизонтогенеза (разных форм нарушения нормального онтогенеза).Критерием деления стало учение об основных нарушениях психического развития человека :
*ретардация (задержанное развитие)-запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;
*дисфункция созревания;
*поврежденное развитие-изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;
*асинхрония-диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.
Итак, к основным видам дизонтогенеза относят:
*отклонения по типу ретардации и дисфункцию созревания (УО,ЗПР);
*отклонения по типу повреждения (органическая деменция,тяжелые нарушения анализаторных систем);
*отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений (ранний детский аутизм,психопатии).
Основными факторами,влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:
1) биологические:характери выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения,состояния здоровья ребенка;
2) социальные:спонтанное обучение ( воздействие социальной среды:семейное влияние,воздействие коллектива сверстников,отношения с взрослыми);организованное обучение неспециалистами-пребывание ребенка в детском саду или школе,систематические занятия с родителями,которые оказывают недостаточное влияние;специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях,в закрытом учреждении,а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников,в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка;собственная психическая активность (интересы,склонности,эмоции,способность к волевому усилию,сформированность произвольных процессов).
Недоразвитие какой-либо частной функции,не позволяющее освоить данный объем информации,социальная и педагогическая запущенность и т. д. могут привести к недостаточности либо задержке в формировании логического мышления.