Алла Сауткина
Развитие психических процессов в 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие.
В этом возрасте у ребенка активно развиваются способности к восприятию и познанию свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается изучение формы, цвета и размеров предметов. А также вводятся такие категории, как время (время суток, времена года, пространство (вверх, вниз, далеко, близко, вкус, запах, звук и качество поверхности. Представление формируется по основным геометрическим фигурам (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).
Внимание.
Публикация «Развитие психических процессов в 4–5 лет» размещена в разделах
Повышается концентрация внимания. Ребенок способен концентрировать свою деятельность на 15-20 минут. Выполняя определенные действия, он может помнить простое условие (инструкцию). Чтобы развить этот навык, ребенку нужно научиться больше думать, выполняя задание. Тогда объем внимания увеличится.
Память.
Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.
Мышление.
Во-первых, у ребенка в этом возрасте формируются навыки произвольной памяти. То есть ребенок может целенаправленно вспоминать образ происшедшего без точных деталей и временных ограничений. Кроме того, развивается способность к преднамеренному запоминанию, а эта способность ребенка усиливается наглядностью и эмоциональной мотивированностью сюжета, напр. Б. заучиванием необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». К этому времени у ребенка начинает развиваться образное мышление, с помощью которого дети умеют использовать простые схематические изображения для решения простых задач (построение по схеме, лабиринты). Он также развивает такую черту, как предвосхищение — способность предсказывать, что произойдет с объектами в результате их взаимодействия.
У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, т. е. представление предмета или действия с ним неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.
Можно собрать изображение из 4-х частей, не полагаясь на образец. А также усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).
Воображение.
Активно развивается. Существуют такие способности, как: оригинальность и произвольность (то есть способность «изобретать») по желанию. Ребенок может составить сказку на заданную тему.
Речь.
К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, успешно имитирует голоса животных и способен различать интонацию речи определенных персонажей. развивается грамматика. При общении со сверстниками дети используют «ситуативный» язык (связанный с ситуацией, которая происходит). А при общении со взрослыми «экстраситуативный» (не связанный с данной конкретной ситуацией, произошедшим в прошлом или будущем).
Словарный запас увеличивается. При описании предметов большинство определений становятся развернутыми : 2-3 знака, с элементами сравнения («Сверкает, как золото»).
В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.
Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов
Рекомендуемые игры с ребенком 4-5 лет.
Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, конструкторы разных форм).
Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы, спортивные игры (мяч, прыгалка).
Игры на развитие воображения : один предмет – несколько предметов ( ложка: меч, лопата, машина и т. д.).
Ролевые игры: магазин, больница, детский сад и т. д.
Творческие игры: рисование (карандашами и красками, пластилин (предпочтительно не очень мягкий, аппликация.
Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было, что случилось и почему?. Если сказка не большая можно попросить ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т. д.) Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь и внутренний эмоциональный мир.
Компьютерные игры в этом возрасте пока не рекомендуется.
Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.
Средняя прибавка в росте составляет 5-7 см в год, прибавка в весе: 1.5-2 кг. Рост мальчиков в среднем: 100,3см, девочек: 99, 7 см. Вес в среднем 15,9-17.5 кг.
Скелет ребенка в этом возрасте остается достаточно гибким, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с эти не рекомендуется давать детям физические силовые упражнения. Длительное поддержание неправильной позы может вызвать нарушение осанки.
Сначала развиваются крупные мышечные группы, а затем мелкие, на основании этой особенности формируется образовательная программа. Не рекомнндуется ребенку в этом возрасте длительные занятия с карандашом (большой объем раскрашивания, у ребенка быстро наступает утомление и он теряет интерес к деятельности.
Частота сердечных сокращений в среднем 87-112 ударов в минуту. Развитие сердечно-сосудистой системы продолжается, сердечная мышца еще не окрепла и легко утомляется при сильной нагрузке. Это может выражаться в покраснении кожных покровов, учащенном дыхании, раскоординированности двиджений.
Происходит активное развитие органов чувств.
Нервная система в этом периоде жизни ребенка еще не совершенна, преобладает процесс возбуждения. И как результат, при изменении привычного уклада жизни, психологических и физических перегрузках часто появляются бурные эмоциональные реакции с последующим несоблюдением норм поведения. В этом возрасте еще трудно просто объяснить ребенку, что можно, а что нельзя. Необходимо постоянно упражнять их в нормативных поступках.