Приложение МААМ

Развитие пространственных отношений у детей дошкольного возраста

Эльвира Обухова
Развитие пространственных отношений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие пространственных отношений у детей дошкольного возраста

эльвира обухова

Развитие пространственных отношений у детей дошкольного возраста

«В гостях у бабушки Матрёны»

Игра-драматизация для детей 3-4 лет

Э. К. Обухова, воспитатель,

МДОУ №19, г. Ковдор, Мурманская область

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой

2. Формировать умение двигаться в направлении, указанном стрелкой.

Публикация «Развитие пространственных отношений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

3. Учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в соответствии с расположением заместителей.

4. Создать эмоциональный настрой.

5. Воспитывать желание детей помогать взрослым.

МАТЕРИАЛЫ:

Большой лист бумаги, фломастер, 4 стрелки указывающие направление движения; набор овощей: морковка, репка, огурчик, помидор (по два предмета на каждого ребёнка); листы картона, разделённые на 4 части (по одному на каждого ребёнка).

Ход ЗАНЯТИЯ

Приглашаю детей собраться вокруг стола, на котором лежит лист бумаги. С помощью детей рисую план групповой комнаты, обозначая самые главные ориентиры - дверь, окна, кукольный уголок и т. д. объясняю то, что изображено на листе. Когда план готов, говорю детям:

- Сегодня мы поиграем в поезд. Вы будете вагончики, а я - паровоз.

Поезд будет ездить туда, куда показывает стрелка.

Прочерчиваю на плане путь поезда.

Дети встают друг за другом. Указываю на стрелку и объясняю:

- Стрелка показывает, что ехать надо прямо. Поехали. Веду поезд в одном направлении. Доезжаем до стрелки, указывающей поворот движения. Говорю детям:

- Стрелка показывает, что надо поворачивать сюда.

Провожу рукой вдоль стрелки, продлевая её направление. Поезд поворачивает и идёт до следующего указателя. Около указателя остановка — лесная поляна - дети собирают цветы. Говорю детям:

- Сейчас паровозиком будет Паша. Он повезёт весь поезд. Смотри.

Куда стрелка указывает, туда и надо ехать.

Поезд едет до последней стрелки. Остановка. Деревня (воспитатель надевает расписной платок). Поворачиваюсь к детям.

- Здравствуйте ребятки. Я бабушка Матрёна. Как хорошо, что вы ко мне приехали. У меня очень большой огород, поэтому я не знаю какие овощи и на какой грядке посадить. Приезжала ко мне внучка Настенька - нарисовала рисунок. А я бабушка старенькая, ничего не понимаю. Помогите мне, пожалуйста. Нужно посадить овощи так, как показано на рисунке.

Дети выполняют задание ( при затруднении объясняю им принцип замещения по цвету: жёлтый кружок обозначает репку, зелёный — огурчик и т. д.)

После выполнения расспрашиваю детей : «Что будет расти на этой грядке и т. д.»

Благодарю детей, прощаюсь с ними, снимаю платок. Предлагаю поехать на поезде в детский сад.

Введение регионального компонента

в раздел «Ознакомление с пространственными отношениями»

средняя группа

Э. К. Обухова, воспитатель

МАДОУ №29, г. Ковдор, Мурманская область

№ занятия Программное содержание Региональный компонент Материал

1 Развитие пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства. Название улицы и № дома, где находится детский сад. Макет участка детского сада, табличка, № и название.

2 Развитие пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства. Название улиц, прилегающих к детскому саду. Макет местности, планы местности.

Введение регионального компонента

в раздел «Ознакомление с пространственными отношениями»

старшая группа

Э. К. Обухова, воспитатель

МДОУ №29, г. Ковдор, Мурманская область

№ занятия Программное содержание Региональный компонент Материал

1-3 Развитие пространственных представлений в процессе изображения плана открытого пространства Название улицы и номер дома, где находится детский сад Экскурсия по участку, табличка № и название

4-6 Развитие пространственных представлений при прочтении плана другого открытого пространства Название улиц, номера домов, прилегающих к детскому саду. Растения, произрастающие на территории (березы, рябины, осины, кусты малины). Объекты: центр детского творчества, городской музей прикладного искусства, стоматологическая поликлиника, школа № 1, управление предприятия «Ковдорслюда» Фото, экскурсии.

7 Развитие пространственных представлений при прочтении готового плана открытого пространства и изображение направлений н нем Общественный транспорт города Фото,

наглядный

показ

8-11 Прочтение карты Достопримечательности города:

- действующие (ГДК, КГОК,

центр семейного отдыха,

городской стадион, городской

бассейн, спортивные школы,

школа искусств, дом быта,

магазины, аптеки, поликлиники,

больница, рынок, гостиница, банк,

швейная фабрика, школы, детские

сады)

- недействующие (кинотеатр

«Юность) Фото,

экскурсии

Введение регионального компонента в раздел «Ознакомление с пространственными отношениями»

Подготовительная к школе группа

Э. К. Обухова, воспитатель

МДОУ №29, г. Ковдор, Мурманская область

№ занятия Программное содержание Региональный компонент Материал

1-3 Развитие пространствен-ных представлений при прочтении карты г. Москвы. Ориентирование с помощью компаса на карте родного города, рассматривание общепринятых условных обозначений. Карта г. Ковдора, компас.

4-6 То же. Нахождение на карте г. Ковдора месторасположение парка, озера и пр., определение их координат. Показ на карте достопримечательностей города Карта г. Ковдора, фото.

7-8 Развитие пространствен-ных представлений при составлении разных маршрутов по карте Г. Москвы. Самостоятельное составление детьми различных маршрутов по родному городу (через центр города, по маленьким улицам) Карта Ковдора, маленькие игрушечные машинки, фото. Экскурсия по маршрутам, составленным детьми.

9-12 Развитие пространствен-ных представлений при сравнении карт Москвы и Московской области. Сопоставление карты Ковдора с картой Мурманска и с картой Мурманской области. Сравнение их по масштабу. Карты Ковдора, Мурманска, Мурманской обл. Фотоальбом г. Мурманска. Эмблемы городов Мурманской обл.

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ»

Консультация для воспитателей ДОУ

Э. К. Обухова, воспитатель

МДОУ №29, г. Ковдор, Мурманская область

Во всех областях человеческой деятельности существенную роль играет умение ориентироваться в пространстве. Понимание и использование дошкольниками планов разных пространственных ситуаций приводит к формированию полноценной пространственной ориентировки.

С четырех лет дети начинают осваивать пространственные отношения между предметами. Это трудно, и, чтобы облегчить детям задачу, воспитатель знакомит их со средствами, выработанными в человеческой культуре, - элементарными планами для анализа взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве.

Педагог подбирает эмоционально значимые, проблемно интересные ситуации, в которых умение пользоваться планом необходимо ребенку для какого-то увлекательного игрового действия. Например, в игре «Кукла Маша купила мебель» воспитатель рассказывает о том, как Маша купила мебель и расставила ее в своей комнате (рассказ сопровождается показом) : «Посередине она поставила стол, рядом с ним стул, у стены под окном - диван». Такая завязка занятия сразу обеспечивает живой интерес детей и тесный контакт с ними взрослого.

Далее идет рассказ о том, как медвежонок Мишка пришел к Маше в гости, увидел, как удобно Маша расставила мебель, и тоже захотел поставить в своей комнате стол, стул, диван на тех же местах.

Воспитатель берет лист бумаги («это как - будто Мишина комната», разъясняет, где расположена дверь, а где окна (они изображены на листе). Затем говорит, что вместо стула, стола и дивана у детей будут похожие на них фигуры: круг, квадрат, прямоугольник («это как - будто мебель», предлагает подумать и показать, какая фигура будет вместо стола, какая - вместо стула, какая - вместо дивана. Далее дети поочередно размещают свои фигуры (заместители реальных предметов) в соответствующих местах листа бумаги. }

В этой игре при помощи наглядных моделей обозначаются пространственные : отношения между предметами. Составление плана имеет важнейшее значение для понимания детьми посреднической функции модели, показывающей связь между реальными объектами.

Все это, а именно: что надо сделать на занятии и для чего, необходимо четко осознавать воспитателю. Очень важно решать эти сложные задачи в игровой форме, но еще важнее «не заиграться» и не упустить того стержня, ради которого проводится игра.

Игра может усложняться. Могут добавляться предметы в игрушечной комнате. Может быть предложено задание, обратное первоначальному, - расстановка кукольной мебели по заранее вычерченному плану: например, Маша хочет сделать перестановку, а Миша, помогая ей, нарисовал на бумаге, как должна стоять мебель. То есть это игра, которая очень увлекает детей, может продолжаться от занятия к занятию. Макет кукольной комнаты привлекает детей. Они с удовольствием играют, все заинтересованы. Не нужны дополнительные усилия для организации внимания. Ребенок не ощущает, что его учат. Воспитатель - заинтересованный участник игры и в то же время старший товарищ, который приходит на помощь каждый раз, когда что-то не получается.

Ведя занятия, воспитатель фиксирует, как действует каждый из детей. Деление детей на подгруппы дает такую возможность.

Осуществляя индивидуальную работу с детьми, можно использовать различные приемы. Например, в работе с планами воспитатель может намеренно создать ситуацию, когда он «ошибается» (например, не может найти по плану спрятанную игрушку). Дети его поправляют, объясняя, как надо было, пользуясь планом, искать игрушку. Кому-то он может предложить искать игрушку вместе, кого-то взять проводником в путешествие за «кладом» (нахождение клада указано на плане) и т. п.

Работа в старших группах усложняется, прежде всего, за счет увеличения количества заданий на самостоятельное изображение планов с дальнейшей ориентировкой по ним в пространстве (сначала ограниченном, потом открытом)

Дети учатся ориентироваться в детском саду, на участке детского сада, а в дальнейшем и на незнакомой местности (улице, парке, микрорайоне и т. д.).

Программа предусматривает знакомство детей с назначением и устройством компаса, с системой координат, знакомство с различными схемами и картами.

Специальная организация работе по ориентировке в пространстве приводит к возникновению у детей таких форм пространственных представлений, которые при обычной системе дошкольного обучения вообще не возникает. Работа по программе дает существенные сдвиги в умственном развитии детей и широкий перенос разнообразных умений в другие виды деятельности дошкольников, обогащает их игры.

«Квартирный вопрос в Солнечном городе»

Занятие по ознакомлению с пространственными отношениями для детей 5-6 лет

Э. К. Обухова, воспитатель

МДОУ №29, г. Ковдор, Мурманская область

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Развивать пространственные представления в процессе прочтения плана.

2. Развивать умение решать логические задачи.

3. Воспитывать желание оказывать помощь сказочному герою.

4. Создать эмоционально - положительный настрой.

МАТЕРИАЛ:

1. Конверт с письмом.

2. Билетики (разноцветные геометрические фигурки).

3. План части группы.

4. Лабиринты по количеству детей.

5. Планы группы с указателями по количеству детей.

6. Игрушечная мебель.

7. Макет игрушечной комнаты, план макета.

Ход занятия:

Дети играют в группе.

Стук в дверь, почтальон приносит письмо.

Воспитатель открывает конверт и читает письмо:

«Привет, девчонки и мальчишки. Меня зовут Незнайка, я живу в Солнечном городе. Недавно я построил новый домик и теперь мне нужна новая мебель. Мои друзья Шпунтик и Винтик изготовили ее. Помогите мне, пожалуйста, привезти новую мебель в мой домик. По билетикам вы попадете в мастерскую. Удачи вам, друзья. Воспитатель раздает детям билетики (разноцветные геометрические фигурки) и показывает план части группы.

Дети садятся в соответствии со своими билетиками и планом группы.

Воспитатель: Ребята, есть много разных дорог, но в мастерскую ведет только одна.

Проведите машинку по лабиринту и в конце пути увидите - какую мебель надо привезти.

Дети проводят машинки по лабиринту, переворачивают листочек - там нарисована разная

мебель (стулья, кресла, шкафы и т. д.)

Воспитатель раздает детям планы группы, где указаны места с мебелью (в планах

указатели в разных местах).

Дети находят мебель и приносят ее воспитателю. Когда вся мебель найдена, раздается

стук в дверь. Приходит Незнайка.

«Здравствуйте, ребята. Большое спасибо, что вы привезли всю мебель. Вы мне очень помогли. Я долго думал, как ее поставить в моей комнате и ничего не придумал. Тогда Знайка нарисовал мне план и я принес его сюда. Расставьте, пожалуйста, мебель, как показано на плане».

Дети расставляют мебель в соответствии с планом. Незнайка благодарит детей и приглашает всех на новоселье.

«Гость из далекой Австралии»

Занятие по ознакомлению с пространственными отношениями для детей 6-7 лет

Э. К. Обухова, воспитатель

МДОУ №29, г. Ковдор, Мурманская область

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Развитие пространственных представлений в пределах групповой комнаты.

2. Развитие образного и логического мышления, познавательного действия.

3. Развитие умения называть координаты любой точки.

4. Развитие пространственных представлений при прочтении карты Мурманской области, карты мира.

5. Закрепление знаний детей о животном и растительном мире природных зон Земли, о родном крае.

6. Создание эмоционального настроя детей.

7. Воспитание чувства дружбы, взаимопомощи.

МАТЕРИАЛ:

Старая карта с указанием клада, письмо в конверте.

Тетрадные листы в крупную клетку, карандаши по количеству детей.

Плоскостные изображения видов транспорта (самолет, поезд, машина, корабль).

Страусенок (картинка и игрушка)

Демонстрационная игра «Морской бой» с корабликами.

Карта Мурманской области, карта мира, фишки.

Ход занятия:

Звучит музыка «Пение птиц в лесу».

Воспитатель: «Весна идет, бегут ручьи и птицы весело щебечут».

Ребята, интересно, о чем они щебечут. Давайте послушаем.

Я сейчас услышала разговор двух воробышков. Один воробей сказал другому: «Если

дети этой группы повернут налево и дойдут до конца пути, не сворачивая, они

узнают огромный секрет». Отправляем одного мальчика в путь, он приносит запечатанный рулон, в нем старая карта (с указанием клада). Дети с помощью карты находят конверт с письмом. Зачитываем его:

«Дорогие ребята, я очень много слышал о вас и о вашем детском саде, И мне очень хочется побывать у вас в гостях, но я живу в далекой стране Австралии и не знаю, как к вам приехать. Помогите мне, пожалуйста. У меня есть волшебный экран, в котором я увижу весь путь, что вы мне укажите. А если вы хотите узнать, кто я, нарисуйте мой портрет.

Проводится графический диктант. Дети рисуют страусенка.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карте, где живет страусенок и как ему попасть в наши края.

Дети показывают на карте Австралию и Кольский полуостров. Находят картинку страусенка.

Воспитатель: Ребята, что на карте обозначается голубым цветом - море, океан. Надо его переплыть. «Садись, страусенок, на корабль».

Звучит музыка «Песня пиратов». Ставится игровое поле «Морской бой». Воспитатель: Дети, морские разбойники окружили страусенка на своих кораблях и лодках. Надо потопить пиратские корабли, чтобы страусенок мог переплыть океан.

Дети называют координаты и топят кораблики.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Недаром говорится - друзья познаются в беде. Как дружно вы помогли страусенку избавиться от пиратов. А сейчас всех друзей приглашаю на веселый танец.

Физминутка «Песенка друзей»

Воспитатель: Корабль пристал к берегу. Но предстоит еще очень долгий путь. Как вы думаете, на каком виде транспорта можно быстрее всего добраться до нашего края? Страусенок сел в самолет и полетел. Выглянул страусенок в иллюминатор и увидел красивую землю и много разных животных и растений. И загрустил страусенок. Он впервые увидел столько новых и незнакомых животных и растений. Давайте познакомим его с ними.

Сейчас страусенок летит над пустыней. А кого он видит? А вот он уже пролетает над зоной лесов - тайгой. Кто здесь живет? А вот снежная тундра и Арктика. Кого он видит?

Самолет начал снижать скорость и приземлился в главном городе нашей области. Какой это город? А как же страусенку попасть в Ковдор. На чем он поедет? (машина или поезд) Ребята, назовите страусенку города, мимо которых он будет проезжать, (называют и показывают на карте).

Вот и приехал страусенок в Ковдор. Но у нас в городе много детских садов и других зданий. Чтобы страусенок не заблудился, найдите на макете города наш детский сад и прикрепите к нему красный флажок.

Звучит музыка «Пение птиц».

Воспитатель: Ой, слышите, это птицы встречают страусенка. Посмотрите в окошко, а я его встречу в раздевалке.

Вносится игрушка - страусенок.

Страусенок: «Здравствуйте, ребята. Вы очень хорошо показали и рассказали, как к вам добраться и очень быстро избавили меня от пиратов. Большое спасибо. С вашей помощью я быстро нашел дорогу. Приехал я не просто так, а с секретом. Мы вместе с мамой - страусихой вылепили моих друзей. Если вы их назовете, я подарю вам жителей саванны.

Дети называют животных и растения саванны. Дарятся фигурки: слон, жираф, зебра, кенгуру, лев и т. д.

Публикации по теме:

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида» Консультация.

Диагностическая методика «Социальные домики» для обследования межличностных отношений у детей дошкольного возраста Актуальность Дошкольный возраст-время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со.

Математическое развитие детей дошкольного возраста Математическое развитие повышает у детей дошкольного возраста интерес к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности.

Перспективный план работы по теме «Формирование доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста» Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Сентябрь 1-ая неделя Беседа «Наша группа». Задачи: Формировать чувство товарищества,.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста Эмоция является особым переживанием, субъектом отдельных отражаемых объектов, явлений, а также предметов, придающим им целевую характеристику.

Развитие оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР Оптико-пространственные функции развиваются и формируются в процессе развития ребенка длительное время, научные исследования показывают,.

Развитие пространственных представлений у дошкольников на основе занимательного математического материала. Известно, что одним из показателей творческого отношения к любой деятельности является проявление интереса к ней. Предматематическая подготовка,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» Развитие речи.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла.

Система логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР через развитие пространственных отношений СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Данилюк М. П. МБДОУ №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственных отношений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 января 2017 в 15:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие пространственных отношений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Обухова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД