Ксения
Развитие пространственных представлений как профилактика нарушений письма в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственная ориентировка предполагает оценку расстояния, размера, формы предметов, взаимное расположение предметов и их положение относительно человека.
Полноценное развитие пространственных представлений обеспечивает в дальнейшем правильное формирование речевых функций, счетных операций, чтения, письма, конструктивного мышления. Следствием недоразвития пространственной ориентации могут быть ошибки при написании цифр (6 и 9, строчных (б и д, д и в) и прописных (У и Ч) букв, зеркальное написание букв и цифр и т. п.
Публикация «Развитие пространственных представлений как профилактика нарушений письма в школе» размещена в разделах
Всю работу по развитию пространственных представлений и пространственной ориентации у детей можно разделить на следующие этапы:
- уточнение схемы собственного тела ребёнком. Помимо традиционных заданий, требующих определение парных частей тела и закрепление их названий (правая (–ый, –ое) – левая рука, нога, бровь, щека, глаз, ухо, эффективными оказываются задания со сложной речевой инструкцией. Например: коснуться левой рукой правого уха; правой рукой левой брови;
- называние предметов, находящихся по правую руку (справа) и по левую (слева) от ребёнка руку.
- выполнение таких заданий как: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги.
- определение пространственного положения трёх предметов. Детям предлагается положить предмет перед собой, справа от него второй предмет, а слева – третий.
- определить правый и левый край стола (парты); поднять руку детям, сидящим за правой/левой половиной стола.
- знакомство со схемой тела стоящего напротив и понимание логики определения его правой и левой сторон.
- разложить в порядке возрастания/убывания предметы по яркости проявления их характеристик: по размеру, высоте, длине.
- восстановить по порядку числовые ряды от 1 до 10; от 10 до 1; назвать первое число слева/справа от заданного и определить, какое из них больше/меньше.
- детям предлагается показывать направления движения в воздухе рукой, сопровождая словами свои действия – «справа налево/ слева направо», «снизу вверх/ сверху вниз».
Профилактика нарушений письменной речи начинается задолго до самого обучения детей письму и чтению, и важное место в ее системе занимает коррекционно-развивающая работа, направленная на устранение дефицита в сфере пространственной ориентации.