Ирина Гурова
Осенняя логопедическая игра «Кто где?» для развития грамматического строя речи и пространственных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Для изготовления материала игры я использовала два набора шпажек для канапе. Первый набор состоит из нескольких осенних предметов и животных (дерево, зонт, сапожок с букетом осенних веток, лиса, белка, оленёнок, ёж, сова). Все животные украшены яркими осенними листьями.
Темочки:
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Игры, дидактические пособия
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2023
Второй набор – детёныши животных – бельчонок, лисёнок, оленёнок, медвежонок, зайчонок, медвежонок, детёныш енота. Примечательны они тем, что, во-первых, одеты соответственно сезону, а во-вторых, у каждого персонажа в лапках какой-то осенний атрибут – листок или веточка с ягодами. Эти элементы расширяют возможности игры с материалом!
Для того, чтобы шпажки можно было безопасно использовать, я отрезала их острые концы; вместо них приклеила к основаниям палочек бусинки. При желании картинки можно оклеить скотчем.
Для организации игры я использую сухие бассейны из фасоли, гороха и других сыпучих веществ или мелких предметов. В них очень удобно закреплять шпажки с картинками.
Игру «Кто где?» можно использовать с дошкольниками среднего и старшего возраста, подбирая разные варианты с учётом возможностей детей и поставленных задач.
Цель игры: развитие пространственных представлений и грамматического строя речи
Задачи:
- Расширять, закреплять словарный запас (дикие животные, деревья, ягоды).
- Продолжать учить понимать и употреблять предлоги пространственного значения «с», «за», «перед», «около», «у», «из-за», «над», «к», «от»; наречия «справа», «слева», «дальше», «ближе».
- Закреплять произношение звуков позднего онтогенеза в словосочетаниях и предложениях.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать слухо-речевую память, внимание, зрительный гнозис, зрительно-моторную координацию.
Ход игры:
1 вариант Взрослый создаёт сказочную ситуацию, предлагая ребёнку поиграть в осеннем лесу (или на осенней полянке) и размещает одну картинку посередине. В данном случае это осеннее дерево.
Затем предлагает действовать самому ребёнку, например, поставить зонт слева, а букет справа. После выполнения важно обсудить с ребёнком расположение предметов относительно друг друга: «Что где находится?»
После этого подключаются герои-животные. Взрослый продолжает рассказывать сказочную историю, а ребёнок располагает персонажей в соответствии со словами, например, «Сказочные животные хотят подружиться, познакомиться, но они ещё не знают друг друга, и поэтому боятся. Каждый решил спрятаться и понаблюдать за другими. Ёжик встал за зонт. Совушка спряталась за красивое дерево, а белочка за большой букет». После того, как ребёнок выполнил игровые действия, педагог спрашивает: «Кто где находится?»
Затем история продолжается. Вот примерный вариант: «Первой вылетела из-за дерева совушка. Полетала над полянкой и заметила ёжика и белочку. Оказалось, что они совсем не страшные. Совушка позвала их: «Ух-ух, выходите играть – по полянке скакать!»
Вышел ёжик из-за зонта, выпрыгнула белочка из-за букета и стали они играть вместе». Далее снова идёт обсуждение действий героев с ребёнком: кто и откуда вышел.
Сказочную историю можно продолжать, добавляя новых животных, располагая их по-разному и обсуждая всё с ребёнком.
Инструкции в игре могут быть одноступенчатыми, двухступенчатыми, и даже многоступенчатыми в зависимости от уровня развития слухоречевой памяти ребёнка. Целесообразно усложнение материала от игры к игре.
В разных ситуациях можно закреплять понимание и употребление разных предлогов, наречий, предлагая ребёнку задания и затем задавая вопросы («Над чем (над кем) летала сова? Кто с кем стоит? Кто за ёжонком? Кто перед лисёнком? Кто к кому подошёл? Кто от кого (чего) отошёл? Кто дальше? Кто ближе? и т. д.
2 вариант предполагает самостоятельную творческую игру ребёнка. Ребёнок уже сам выбирает объекты, персонажей, разыгрывает сюжет, придумывает диалоги между героями, их действия. Взрослый ненавязчиво побуждает ребёнка к высказываниям, задаёт вопросы о расположении картинок.
Выпал первый снег. Скоро закончится осень и наступит зима. Игра с сухим бассейном из белых крышек.
Желаю вам успехов!