Дарья Асанова
Нарушения регулирующей функции речи у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения регулирующей функции речи у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
Выполнила: Асанова Дарья Юрьевна
Всем хорошо известно, что психическое развитие детей раннего возраста во многом определяется здоровьем малыша. Основную проблему представляет овладение регулирующими умениями и навыками. Проблема paзвития, формирования, регуляции речевого общения остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, играет значительную роль в адаптации и социализации детей [10]. Регулирующая деятельность побуждается особыми потребностями и мотивами, является сложной многоуровневой структурой.
Публикация «Нарушения регулирующей функции речи у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
В связи с этим, проблема нарушения регулирующей функции речи наиболее выражена у детей с особыми потребностями, в том числе у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Прежде всего, это сказывается на познавательной деятельности, социальной адаптации в обществе и регуляции поведения.
Речь является основным средством человеческого общения. Данилова Н. Н. с точки зрения физиологии человека выделяет три основные функции речи : коммуникативную, регулирующую, программирующую [6].
Регулирующая функция речи позволяет человеку управлять своим поведением. Так, например, если ребенок еще в детстве мечтает стать космонавтом, летчиком, моряком, то уже в этом возрасте он начинает заниматься над собой и своим телом. Получая в повседневной жизни практическое подтверждение своим силам и возможностям, ребенок к концу дошкольного возраста приобретает значительную самостоятельность и уверенность в себе [1].
Исследования А. В. Запорожца, А. А. Кирилловой, А. Г. Поляковой и Т. В. Ендовицкой показывают, что с возрастом все большее значение имеет словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка выполнять порученное ему действие. Все меньшее значение имеет молчаливое копирование ребенком действия взрослого, которое воспринимается детьми как образец для подражания [7].
Регулирующая функция речи у детей дошкольного возраста возникает во время затруднений и способствует нахождению решения задачи. В. И. Лубовским выделены пять форм, или ступеней, в развитии речевой регуляции : непосредственное побуждение к действию; подкрепление; речевое обозначение непосредственного условного раздражителя (в форме его замещения словом); обобщение собственных действий, связи реакции со стимулом, подкреплением и их вербализация; планирование (с помощью внутренней или внешней речи) предстоящих действий [4].
Одним из начальных этапов в развитии регулирующей речи Л. С. Выготский считал период эгоцентрической речи, когда ребенок начинает сопровождать свои действия речью. Чем сложнее выполняемая ребенком деятельность, тем более выраженной кажется его речь [11]. Таким образом, речь способствует целенаправленной деятельности ребенка, а его собственная внутренняя речь может регулировать и его двигательные реакции.
Развитие регулирующей функции осуществляется через общение ребенка и взрослого. Сначала ребенок адресует социальную речь взрослому, предлагая помочь ему. Затем, не получая помощи, он сам начинает анализировать ситуацию с помощью речи, пытаясь найти возможные выходы из нее [2].
Детям с умственной отсталостью очень важно находиться в коллективе сверстников, для социальной адаптации, для дальнейшего обучения, и для готовности к взрослой и самостоятельной жизни. В процессе обучения и воспитания детей, важная роль принадлежит развитию коммуникативной функции и регулирующей функции. Дети с нарушением интеллекта испытывают речевую инактивность, которая затрудняет процесс общения, развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, передачу в речи чувств, отношения к предмету.
Нарушение регулирующей функции речи у детей с умственной отсталостью вызывает проблемы в речевом развитии, в поведении, социальной адаптации и саморегуляции [8].
При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на побочные, не существенные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций.
Речь становится регулятором действий ребёнка не сама по себе, а только в её связанности с практическим действием, когда она фиксирует образ предстоящего действия. Речь помогает поставить конкретную цель, чтобы предвидеть результаты своих действий.
Собственная словесная регуляция детей стимулируется и организуется взрослыми, постоянно привлекающими детей к оценке поведения и результатов деятельности как своих, так и товарищей, активизируя при этом не только словесную оценку, но и словесную формулировку правил поведения. Высшей формой словесной регуляции деятельности является планирование своей деятельности. У детей в норме оно появляется к старшему дошкольному возрасту. Этот вид регуляции имеет огромное значение для всей последующей жизни ребенка, так как является необходимым условием развития учебной и трудовой деятельности [12].
Для умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста характерным является резкое возрастание затруднений при переходе к более сложным инструкциям. Для воспроизведения инструкций «конфликтного» типа необходимо пять, шесть и более повторений. Невозможность воспроизвести инструкцию не говорит еще о том, что ребенок не понимает ее. В ряде случаев умственно отсталые дошкольники, лишь частично и ошибочно воспроизводя несложную инструкцию, правильно выполняли ее.
Удержание инструкции после ее воспроизведения весьма различно у разных категорий умственно отсталых детей. «Утеря» инструкции чаще всего наступает не сразу, а после некоторого периода правильного ее выполнения. Иногда она оказывается «утерянной» сразу после ее воспроизведения. При этом инструкция иногда восстанавливается и без повторения — после предъявления нескольких сигналов или после указания, что воспроизведение было ошибочным [3].
В. И. Лубовский, пришел к выводу, что у этой категории детей к шести- семи годам сформирована лишь побудительная или пусковая функция слова, т. е. оно выступает только как сигнал к действию. У нормально развивающегося ребенка эта функция слова формируется к концу 2-го года жизни [13].
В старшем дошкольном возрасте, когда дети уже умеют давать достаточно последовательный отчет о проделанных действиях, им предлагается рассказать, как они будут выполнять задание, т. е. заранее спланировать свои действия в речи. Дети с нарушением интеллекта будут испытывать трудности в выполнении такого задания, потому что им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и, соответственно, ведут себя не так, как следовало бы. Эти дети не умеют связно высказывать свои предложения или просьбы. Обладая весьма ограниченным словарным запасом и не владея фразой, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни разумно ответить на заданный вопрос. Их общение проходит в условиях ограниченных, житейских, многократно повторяющихся ситуаций с помощью хорошо заученных, стандартных высказываний. Если оно выходит за такие рамки, то это обычно ставит ребенка в тупик и подчас побуждает его к нелепым ответам [5].
У детей с умственной отсталостью присутствуют нарушения в речи, что проявляется в нечувствительности к речевым воздействиям взрослого. Несмотря на обострённую потребность в общении, они как бы не слышат его указаний и поручений. Поэтому они понимают значения отдельных слов и могут выполнить простые одношаговые инструкции, но не могут слушать речь взрослого и опосредовать свои действия словом [9].
На основе анализа литературных источников, кратко остановимся на написании программы обследования регулирующей функции речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования: выявить и проанализировать особенности проявления нарушений регулирующей функции речи у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Для исследования были выбраны следующие методики: Методика «Да и нет» автор Головнёва Н. Я., «Сохрани слово в секрете» автор Л. И. Цеханская, «Домик» автор Н. И. Гуткина, «Запрещенное движение» автор Н. Г. Салмина. Данные методики наиболее соответствуют поставленной цели данного исследования.
Методика «Да и нет». Целью данной методики является: выявление уровня развития регулирующей функции речи и умения действовать по правилу. Эта методика проводится в форме игры, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Обработка результатов проводится путем подсчета ошибок, под которыми понимаются только слова «да», «нет».
Методика «Сохрани слово в секрете». Цель данной методики: выявить может ли ребенок длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, удерживать «придуманное слово». Методика проводится в игровой форме. Дети повторяют слова за педагогом, но должны помнить, что какое-то слово- это секрет, и вместо его называния нужно хлопнуть в ладоши. Оценка методики: записывать предыдущий результат и сравнивать с последующим, чем больше играет ребенок, учитывая все правила, тем лучше у него получается.
Методика «Домик». Цель данной методики: определить уровень развития произвольного поведения и саморегуляции. Ребенок должен как можно точнее срисовать изображение домика. Оценка результатов: если не допущено ни одной ошибки- высокий уровень, одна- две ошибки- средний уровень, 2-4 ошибки- низкий уровень.
Методика «Запрещенное движение». Цель: выявить развитие способности произвольно регулировать свою деятельность. Методика проводится в игровой форме, дети, идя по кругу, повторяют все движения за педагогом, кроме одного «запрещенного». Оценка результатов: более внимательные дети окажутся в начале колонны.
Данные методики позволят выявить нарушения регулирующей функции речи у детей старшего дошкольного возраста, определить особенности развития регулирующей функции у детей с умственной отсталостью и составить план дальнейшей работы с ними логопеда.
Таким образом, нарушение регулирующей функции речи у детей с умственной отсталостью вызывает затруднения при выполнении сложных инструкций взрослого, оказывает негативное влияние на формирование словесной саморегуляции, вызывает у ребенка проблемы с формулировкой цели предстоящей деятельности. Однако, при условии адекватного обучения и учёте воспитателями и педагогами индивидуальных особенностей и потребностей детей, возможна положительная динамика в речевом развитии умственно отсталых детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков – 1998 г.
2. Власова, Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. -М., 1973.
3. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов.
4. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии – 1997 г.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. с. 59.
6. Гриншпун, Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - М., 1975.
7. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни : Дисс. канд. пед. наук. М., 1999.
8. Ермолаева, М. В., психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М. : Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. - 176 с. (Серия "Библиотека школьного психолога".
9. Ефименкова, Л. И. Формирование речи у дошкольников. М., 1981 с. 69.
10. Ефименкова, Л. Н., Садовникова, И. Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов. – М., 1970.
11. Зайцев, Д. В. «Воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», Саратов, 2000.
12. Запорожец, А. В. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. – М., 1984 г.
13. Зарубина, Н. Д. Методика обучения связной речи. - М., 1977.