Кудашова Людмила Радионовна
Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — важнейший начальный период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Публикация «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Цель работы: представить программу «Мир в твоих руках», направленную на сенсомоторное развитие ребенка с умеренной степенью умственной отсталости по методу М. Монтессори.
У многих детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений отмечается недостаточность двигательных навыков: 1)скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; 2)недоразвитие (грубое нарушение) мелкой моторики и зрительной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребёнка[2].
Поэтому, одним из наиболее значимых направлений в работе с умственно отсталыми детьми, особенно дошкольного возраста является развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения и воспитания ребенка, а именно развитие и коррекцию межанализаторных связей, и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации[11]. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он говорит[16].
Большое количество ученых занимались изучением проблемы развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, в том числе Э. Сеген [13], С. Я. Рубинштейн[10], Ж. И. Шиф[20] и др. Они отмечали, что дефектное развитие ощущения и восприятия у умственно отсталых детей оказываются ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов. Также исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной[5], Л. В. Антоновой - Фоминой была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. В мировой педагогической культуре можно насчитать множество ярких, необычных подходов к изучению развития сенсомоторики.
Среди наиболее самобытных – система итальянского педагога и психолога Марии Монтессори[1]. Она начинала с наблюдения за детьми и свою теорию построила на идее детского впитывающего сознания. Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает. Сенсомоторика – зрение, слух, осязание, обоняние – является своеобразным впитывающим устройством, посредством которого и происходит становление человеческого разума[15]. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и профессионально поддержать его, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы[9].
В связи с этим, мы поставили перед собой цель: разработать и внедрить общеразвивающую программу «Мир в твоих руках», которая основана на концепции Марии Монтессори.
Данная программа на протяжении трех лет реализуется в нашем учреждении. На программу «Мир в твоих руках» получена рецензия кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии НОУ СИБУП Арышевой А. П. Программа рекомендована к использованию в образовательном процессе в условиях детского дома – интерната.
Для умственно-отсталых детей дошкольного возраста мы создали такую среду, которая помогает ребенку упорядочить и систематизировать представления об окружающем мире в соответствии с задачами и возможностями каждого ребенка индивидуально. Роль воспитателя в концепции Монтессори как раз и заключается в создании так называемой «специальной подготовленной среды», которая «вызывает наружу духовные ценности, находящиеся у ребенка в свернутом виде» [19]. Таким образом, функция педагогической среды – предоставление условий для раскрытия потенциала ребенка по таким направлениям: сенсорного и психомоторного.
Целевая группа программы «Мир в твоих руках» – дети в возрасте 5 – 7 лет с умеренной степенью умственной отсталости. Занятия проводятся как в подгрупповой форме, так и в индивидуальной, два раза в неделю. Длительность одного занятия 25 - 30 минут. Программа рассчитана на два учебных года, всего 144 занятия. Занятия проходят в кабинете Монтессори.
Цель занятий – развитие и коррекция сенсомоторных навыков, применимых в практической жизни и ведущих к развитию самостоятельности в пределах, соответствующих психофизическим силам ребенка дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости.
Основные задачи занятий:
1. систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве;
2. развитие мелкой пальцевой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев, развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук;
3. формирование общей моторной координации ребёнка;
4. обогащение представлений детей об окружающих предметах и явлениях;
5. развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, анализа;
6. воспитание у детей терпеливости, работоспособности, самостоятельности, навыков контроля и начальные навыки самоконтроля, доводить начатое дело до завершения.
7. формирование интересов к работе с различными материалами.
Исходя из опыта работы по программе «Мир в твоих руках», специалисты нашего учреждения заметили, что хорошее занятие, преподанное в нужное время, дает ребенку новые знания и навыки, расширяет представления об окружающем мире. Занятие дает ребенку ключ к миру, которым тот открывает для себя новые грани и измерения. Знания, приобретенные с помощью материала, будут применены и испытаны ребенком в его окружении.
Обучение детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости по данной программе носит наглядно действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, демонстрируя ребёнку игрушки и пособия, показывая способ действия с ними, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Затем действия осуществляются совместно. В данном случае речь взрослого выполняет контролирующую функцию: воспитатель постоянно напоминает ребёнку цель работы и способы её выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения, а также избежать ситуаций неудач.
В данной программе выделен пропедевтический период. В начале занятий обязательно воспитателем вводятся основные правила работы в группе, которые должны соблюдать все дети (вместе с воспитателем) :
1. Каждой вещи – своё место. «Всё на место уберём, а потом играть пойдём». Ребёнок не может уйти, бросив материал, или взять следующий. Нужно напомнить, ему убрать за собой или помочь ему в этом.
2. Не отнимать вещи у других. «Все мы очень твё рдо знаем: мы друзей не обижаем». Нельзя отнимать материал, отталкивать и прогонять от него других детей. В случае желания ребёнка заняться материалом, который в данный момент не свободен, ему предлагается выбор действий: попросить у ребёнка разрешения заняться совместно или подождать, когда материал освободится. Детей учат терпеть, ждать своей очереди, а главное – уважать друг друга.
3. Не мешать другому человеку в его занятии. «Не мешаем, не шумим, тишина нужна самим». Все в группе общаются вполголоса, воспитатель старается находиться на уровне детей : присаживаться на корточки, садиться на коврик или на стул.
Существуют основные принципы построения занятий:
• системность и последовательность подачи материала;
• наглядность обучения;
• цикличность построения занятий;
• доступность;
• развивающий и воспитывающий характер учебного материала.
Особенности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, в частности быстрая утомляемость, отвлекаемость, затруднения при необходимости прилагать умственные усилия, требуют внесение в занятия игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка[17, 18].
С учетом вышесказанного каждое занятие состоит из 5 частей.
Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики.
Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга[3, 15]. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи.
Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка состоит из упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия[7, 8].
Основная часть занятия (третья) состоит из презентации Монтессори – материала. Презентация – это показ воспитателем способа работы с тем или иным материалом, взятым из «специально подготовленной среды» [19].
Очень многие Монтессори- материалы можно и нужно применять при работе с детьми, имеющими умеренную степень умственной отсталости, живущими в детском доме. Система Монтессори включает в себя целый комплекс развивающих материалов для занятий.
Четвертая часть. Здесь проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов[6, 7].
Пятая часть занятия – упражнения на релаксацию, сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение[14]. Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг» : все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те!», произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!».
По итогам обучения в рамках программы «Мир в твоих руках», был проведен мониторинг уровня усвоения программы по основным направлениям. Анализ полученных результатов показал, что воспитанники, дополнительно обучающиеся по данной программе быстрее и качественнее усвоили предложенный материал по разделам «Развитие общей и мелкой моторики», «Сенсорика», «Практика». Положительная динамика по данным направлениям составила от 7% до 12%, что на 3-5% выше, чем до реализации дополнительной программы.
Основываясь на данных результатах, мы сделали вывод, что дополнительная общеразвивающая программа «Мир в твоих руках» является перспективной, работа по ней будет продолжена не только специалистом по Монтессори - педагогике, но и воспитателями детского дома. Мы считаем необходимым использование данной программы в воспитательной практике в отделении, где живут дети от 4 до 8 лет. В игровых комнатах оборудованы «Уголки Монтессори», которые обогащают среду элементами, специальными материалами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Это сделано для того, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься с материалами Монтессори - педагогики. Обязательными являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, этапа образовательной программы. Важно, что «Уголок Монтессори» имеет характер открытой, незамкнутой системы[4].
Программа позволяет ненасильственными способами продвигать ребенка в развитии, корректировать и частично компенсировать ограничения в развитии его личности.
Успешность сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ зависит от четкого определения основных направлений работы, содержания, условий реализации задач, а также систематического мониторинга результатов.
Очевидно, что используемая нами дополнительная общеразвивающая программа «Мир в твоих руках» дает позитивные результаты. Поставленные задачи реализуются в полном объеме. Ребятишки радуются своим успехам и готовы к новым победам.
Литература.
1. Белоусова Л. Е. Использование Монтессори-терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика. — 2002. — No 2. — С. 38–43.
2. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : Учебно-методическое пособие. — СПб : КАРО, 2005 — 304 с.
3. Гурова Е. М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа 2000. — No 5. — С. 61–62.
4. Загвоздкин В., Хилтунен Е. Монтессори и Вальдорф //Загвоздкин, Е. Хилтунен. – 1999.
5. Исенина Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза:(Дословесный период) : Учебное пособие. – Иванов. ун-та, 1983.
6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников : Кн. для учителя — М. : Просвещение, 1990. — 191 с.
7. Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР) : Пособие для практических работников детских садов — СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 144 с.
8. Моисеева Л. Г. Готовим руку к письму — СПб : Речь, 2004 — 80 с.
9. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому //М. : Карапуз. – 2000. – Т. 272.
10. Пиаже Ж., Рубинштейн С. Я. “Стартовое развитие” социокультурных двигательных действий ребенка в процессе обучения. – 2009.
11. Пиаже Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды : пер. с англ. и фр. — М. : Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры / Е. П. Пименова. — Ростов н/ Д : Феникс, 2007. — 221 с.
13. Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей //СПб, 1903.–87 с. – 1903.
14. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей : методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
15. Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
16. Удалова Э. Я., Матвеева Л. А. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — No 3. — С. 37–41.
17. Фуряева Т. В., Старосветская Н. А. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения и интеграции детей в общество //Краснояр. гос. пед. ун-т. им. ВП Астафьева. – 2005.
18. Фуряева Т. В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии (зарубежный опыт) //Дефектология. – 1999. – №. 1. – С. 64-71.
19. Хилтунен Е. Дети Монтессори //Книга для педагогов и родителей. – 2008.
20. Шиф Ж. И. (ред.). Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы: АПН РСФСР; Под ред. ЖИ Шиф. – Просвещение, 1965.