Лилия Аникина
Развитие пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственное ориентирование- это особый вид восприятия, который основан на работе зрительного, слухового, кинестетического и кенетического анализаторов. Общей материальной основой ориентирования в пространстве является образование условных рефлексов при работе названных анализаторов.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Ориентировка в пространстве
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей с трудностями в обучении наблюдаются синдромы отставания развития психики или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых. Эмоционально- волевых). Это проявляется уже в младшем возрасте трудностями усвоения знаний, умений и навыков. В том числе. Имеет место несформированность навыков пространственного ориентирования. Это проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях пространства, ориентировки в схеме собственного тела и лица напротив, в узнавании предметов в контурном и наложенном изображении, с зашумлением…. У таких детей гораздо чаще. чем у нормально развивающихся дошкольников, наблюдается неустойчивость зрительного восприятия, сужение поля зрения, потеря строки, исходной и промежуточной точки выполняемого задания.
Только своевременно оказанная коррекционная помощь таким детям даёт возможность надеяться на значительное снижение проявлений недостаточно слаженной изначально работы анализаторов.
Коррекционную работу по развитию пространственного ориентирования необходимо начинать с развития у детей зрительного восприятия и идти от простого к сложному. Дети с проблемами в развитии испытывают сложности в зрительном анализе. В процессе мысленного выполнения двигательных действий с предметами. Выполнении зрительного анализа изображений предметов. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь таким детям сформировать недостающие практические действия, закрепить их. Таким образом будет сформирована основа для процессов пространственного восприятия.
На коррекционно- развивающих занятиях используются специальные приёмы и упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту. длину, ширину… Специально обучают ориентироваться в схеме собственного тела, определять положение предметов относительно него. Затем уже проводится работа по ориентировки в схеме тела лица напротив и ориентировки в положении предметов относительно этого тела.
Наиболее доступными для детей с ограниченными возможностями здоровья являются изображения реальных предметов или сами предметы. С них и необходимо начинать упражнения по развитию зрительного восприятия. Затем целесообразно перейти к схематическим изображениям, графическим знакам и символам. В последнюю очередь нужно использовать в работе материалы с наложенным изображением и зашумлением.
Работа по автоматизации и дифференциации пространственной ориентировки в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения и совершенствованием мелкой моторики рук. Для этого используются физминутки и гимнастики для пальцев рук.
В первую очередь вырабатываются основные положения пространства (верх, низ, спереди, сзади, затем следуя принципу от простого к сложному переходим к развитию и закреплению более сложных пространственных ориентиров и ориентации в схеме лица напротив. Следующим этапом в работе является использование упражнений по закреплению умений определять положение предметов относительно друг друга. Умение оценивать удалённость предметов.
Вовремя скорректированные пространственные ориентировки обеспечивают успешное освоение всех этапов научения письменной речи. Только систематически проводимая коррекционная работа даст возможность ребёнку с трудностями в обучении подготовиться к освоению школьной программы.