Ирина Волоцкова
Дополнительная общеобразовательная программа «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность. Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. Дети способны познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи, отношения между ними и закономерности. Такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое (вода в твёрдом, жидком, газообразном состоянии, свойства воздуха (он есть по всюду, его можно обнаружить, он имеет вес, может сжиматься, свойства магнита (притягивать к себе металлические предметы, способность песка пропускать через себя воду и т. д. Выявление скрытых свойств явлений неживой природы, которое происходит под непосредственным руководством воспитателя, положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе и составляет основу понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Успешность умственного, физического, психического, экологическоого воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым источником разнообразных ощущений является природа. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить первые, наиболее яркие детские впечатления и, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы. У ребёнка появляется естественное желание самостоятельно познавать возможности окружающего мира и себя в нём.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия, оформить лабораторию. В сборе оборудования и оформлении лаборатории принимают участие и дети, и родители. При таком подходе сам процесс оформления лаборатории имеет воспитательное значение.
Новизна данного проекта заключается в том, что наша работа по формированию у дошкольников исследовательских навыков представляет из себя стройную планомерную систему, в которой каждому занятию отведена своя роль в развитии познавательных способностей дошкольников. Обычно обращается большое внимание на общение дошкольника с живой природой, и остается вне зоны внимания общение с природой неживой – водой, деревом, камнем и т. п. На протяжении трёх лет, на которые рассчитана программа, дети овладевали способами практического взаимодействия с окружающей средой, постепенно у них появились интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы. Существенная роль в этом сыграла поисково–познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Практическая значимость работы заключается в том, что подобные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества, так как подбираются с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активность, и стимулируемой взрослым. В начале каждой темы указывается цель занятий, а в конце выводы. Наблюдения показали, что игры во время занятий доставляют детям не только радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей, в том числе предматематических и математических, исследовательских, языковых.
Основной целью занятий является развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи:
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
*Младший возраст :
-вхождение в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
*Старший возраст :
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать.
Программа представляет из себя занятия, которые проводятся во второй половине дня по подгруппам (8-10 человек) :
2 младшая группа (3-4 года) - 19 занятий в год, продолжительность занятия – 15 мин. ;
средняя группа (4-5 лет) - 30 занятий в год, продолжительность занятия – 20 мин. ;
старшая группа (5-7 лет) - 27 занятий в год, продолжительность занятия – 25 мин. ;
Также в программе описаны опыты с неживой природой (отдельно для старшей, средней и младшей групп) и сценарии тематических мероприятий для старшей и младшей групп, которые можно провести в качестве завершающих занятий в конце каждого года.