Александра Депутатова
Дополнительная общеобразовательная программа художественного направления. Кружок по бисероплетению
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа художественного направления. Кружок по бисероплетению
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
Художественного направления
«Разноцветные бусинки»
Возраст учащихся: 5 лет
Срок реализации: 5 месяцев (16 часов)
Составитель:
Депутатова Александра Александровна
Воспитатель
г. Саранск
СОДЕРЖАНИЕ
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа художественного направления, Кружок по бисероплетению» размещена в разделах
- Бисер, бисероплетение
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1. Основные характеристики Программы 3
2. Объем программы 4
3. Планируемые результаты 5
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5
2.1 Учебный план 6
2.2 Учебно-тематический план 7
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 9
3.1 Методическое обеспечение Программы 9
3.2 Условия реализации Программы 10
3.3Список литературы 12
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относится он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности изобразительное творчество, которое является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
1. Основные характеристики программы
1.1 Дополнительная образовательная программа по бисероплетению «Волшебные бусенки2» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения.
1.2. Актуальность программы
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремёсел, оно сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-эстетических способностей, не стандартного мышления, творческой индивидуальности, развитие словарного запаса детей.
1.3. Отличительная особенность программы
Занятие бисером – это хорошая тренировка для пальцев рук. Моторика пальцев рук развивает мозг, улучшает произношение, каллиграфию при письме, что особенно важно для ребят, так как в школе им приходится много писать, развивает внимание, терпение, стимулирует фантазию, помогает проявить творческие способности, а так же учит уверенно управлять своим телом. Занятия с проволокой, иголкой и нитками укрепляют мышцы рук, помогают сосредоточиться во время урока, что поможет им терпеливо выполнять домашние задания. С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
1.4. Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием не только интеллектуальных и творческих способностей, но и воспитываются замечательные качества личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают добрый эмоциональный настрой. Во-вторых деятельная дружеская атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. В-третьих, большое трудолюбие и терпение, т. к. занятие бисероплетением требует много усилий.
1.5. Цель программы - развить нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения, активизация познавательной и творческой деятельности.
1.6. Задачи:
• Обучение технологии изготовления поделок из бисера на проволочной основе.
• Учить детей работать со схемой, дополнять или изменять её, составлять свою;
• Обогащать речь детей, расширять словарный запас;
• Развитие любознательности, художественного вкуса, интереса к народному творчеству.
• Развитие зрительного и цветового восприятия, воображения, речи, внимания.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями;
• Воспитывать художественный вкус, интерес к прошлому и настоящему своей культуры;
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
• Организовывать выставки детских работ, в рамках МДОУ.
• Проводить открытые занятия для сотрудников, родителей.
• Привлекать родителей к деятельности в рамках кружка.
1.7. Возраст дошкольников, которым адресована программа : Программа адресована воспитанникам 5-6 лет.
1.8. Формы занятий. Тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
2. Объем программы.
2.1. Объем программы «Разноцветные бусинки» составляет 16 часов
2.2. Срок реализации программы - 39 недель, 5 месяцев, (2016 г)
2.3. Режим занятий: Занятия организуются 2 раза в неделю. Продолжительность занятий соответствует санитарным нормам и правилам и составляют:
- для детей 5-6 лет – 25 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня в форме совместной игровой деятельности педагога с детьми.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
К концу обучения по программе
3.2. Способы и формы проверки результатов
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса среди педагогов
-проектная деятельность
3.3. Вручение диплома
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
По окончании обучения учащиеся знают:
• название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
• название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
• правила безопасности труда при работе указанными инструментами.
По окончании обучения учащиеся умеют:
• организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
• соблюдать правила безопасной работы инструментами;
• под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
• подбирать детали для работы.
II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам:
1. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова.
2.«Физическое развитие». Использование некоторых элементов в оформлении к праздникам, развлечениям.
3. «Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность. Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Познавательное развитие «(Ознакомление с окружающим). Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов.
Речевое развитие – одна из главных задач, решаемая в детском саду. Поэтому она находит отражение и в программе дополнительного образования.
Речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
За счёт использования различных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании проволоку или леску, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки.
Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда в процессе занятия используются слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д. На непосредственно образовательной деятельности широко используются:
• скороговорки,
• чистоговорки,
• потешки,
• прибаутки,
• рассказывание сказок,
• слушание русских народных песен.
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование
Разделов и тем Всего часов
Теоретические
Знания Практические
Знания
Раздел №1 2 часа 30 минут 30 минут 2 часа
Раздел №2 2 часа 45 минут 35 минут 2 часа 20 минут
Раздел №3 3 часа 45 минут 45 минут 3 часа
Раздел №4 3 часа 20 минут 40 минут 1 час 40 минут
Раздел №5 3 часа 45 минут 45 минут 3 часа
2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование
Разделов и тем
Всего часов
Теоретические
Знания
Практические
Знания
Форма
контроля
1 ЯНВАРЬ
Раздел 1 2 часа
30минут
1.1 Тема №1
Введение. Водный инструктаж.
25 минут Знакомство с детьми, режим работы, инструменты, материалы, техника безопасности.
1.2. Тема №2
Браслет для принцессы
25 минут Учить детей нанизыванию бисера на проволоку. Образцы узоров с разными композициями.
Выполнение поставленной задачи по схеме. Выставка работ в группе.
1.3. Колье для куклы (мордовочки)
1 час
40 минут Формировать практические умения и навыки нанизывания бисера на проволоку, образцы мордовских узоров. Выполнение поставленной задачи по схеме. Выставка работ в группе.
2 ФЕВРАЛЬ
Раздел№2 2 часа
55 минут
2.1. Цветы из бисера (роза, фиалка,васильки) 2 часа
10 минут
Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Выполнение поставленной задачи по зарисовкам схем. Выставка работ в группе.
2.2. Листочки из бисера 50 минут Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления листочков для цветов, параллельное, петельное плетение. Выполнение поставленной задачи по схеме. Выставка работ в группе.
3 МАРТ
Раздел №3 3 часа
45 минут
3.1 Цветок для
мамы 2 часа
40 минут Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Выполнение поставленной задачи по схеме. Выставка работ в группе.
3.2 Плетение брошки
(бабочка, стрекоза) на выбор 1 час
5 минут Зарисовка схем изделий. Знакомство с техникой выполнения изделий.
Работа по самостоятельно составленным схемам.
Выставка работ в группе.
4 АПРЕЛЬ
Раздел №4 3 часа
20 минут
4.1. Ветка смородины из
бисера
1 час
40 минут Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления ягод: параллельное, петельное. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр. Работа по составленным схемам.
Выставка работ в группе.
5 МАЙ
Раздел№5 3 часа
45 минут
5.1. Выполнение итоговой работы
«Цветущее дерево» (ветка сакуры) 3 часа
45 минут Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: игольчатое плетение,круговая (французская)техника, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: деревца, букета цветов. Составление композиций.
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. Методическое обеспечение программы :
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу,
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;
Программа кружка «волшебные бусенки» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т. е.
теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.
Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности.
При актуализации цели и задач занятия по изучению нового материала используются приемы технологии диалога. Проектирование учебной диалогической среды позволяет эмоционально мотивировать ребенка на восприятие нового материала. Ключевая фраза, интересная реплика включает ребенка в диалог. Программа предлагает такие приемы диалоговой технологии, как беседа, система вопросов, прослушивание музыкальных и литературных произведений, которые позволяют создать атмосферу открытости и психологической комфортности. Следуя принципу равноправного общения с воспитанниками, можно добиться большего раскрепощения ребенка, активизировать мышление и творческий потенциал, развивать умение слушать, формулировать и высказывать свое мнение, воспитывать уважение к собеседнику.
Групповая форма организации познавательной деятельности оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания. Работа в группах способствует развитию коммуникативных качеств, повышает активность, самооценка, познавательный интерес.
Большая роль на занятиях отводится приемам игровой технологии, так как свободная деятельность детей во время игры располагает к более доступному восприятию информации. Задание «На что это похоже» способствует развитию творческого воображения и вместе с тем позволяет отрабатывать основные приемы лепки. Дети учатся фантазировать выполняя упражнение-игру «Что произойдет». Например : - Что произойдет, если оживут все сказочные герои?
В процессе игры воспитанники учатся общаться, анализировать, выделять главное, излагать свои мысли. Творческие мини-спектакли используются на занятиях по воплощению образов героев сказки в поделку.
Ведущую роль в развитии личности играет практическая деятельность, которая формирует трудолюбие, усидчивость, упорство в достижении цели. Развитие творческого и познавательного интереса у воспитанников не возможно без использования рефлексии. Осмысление и переосмысление содержания знаний и личных переживаний приводят ребят к осознанной деятельности.
3.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование.
В их числе:
-Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;
-Технологические карты демонстрационные, раздаточные;
- Коллекция образцов;
-Библиотека литературы по бисероплетению;
- Учебная доска, мел;
- материалы и инструменты для бисероплетения (Ножницы, подставки для бисера, подушечки, игольницы ;
- Шаблоны для составления схем низания.
3.3. Список использованных источников
1. Аколозова Л. М. Украшения из бисера. М. : Культура и традиции, 1999.
2. Ануфриева М. Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М. : Культура и традиции, 1999.
3. Божко Л. А. Бисер. - М. : Мартин, 2000.
4. Виноградова Е. Г. Бисер для детей : игрушки и украшения. – М. : Изд-во «Эксмо»; СПб. : «Валерии» СПД. 2003.
1. Доуэлп К. Б. Цветы из бисера// Композиции для интерьера, одежды, прически. «Никола 21-й век», 2006.
2. Лиско Н. Л. Цветы из бисера. Минск, 2011.
3. Стародуб К. И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера// Плетение на проволоке. Ростов-на-Дону, 2005.
4. Шнуровозова Т. Новые цветы и деревья из бисера// Уроки для начинающих. Ростов-на-Дону, 2012.