Козлова Ирина Викторовна
Развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В наш век ритм жизни очень быстрый. Человеку поступает большое количество информации. При этом увеличивается объём его знаний. Конечно же, эти изменения в обществе влияют на детей.
Внимание – это способность человека сосредотачиваться на конкретных или абстрактных объектах и явлениях, чтобы потом продуктивно перерабатывать информацию. Быть внимательным значит уметь выделить данные из всех поступающих ресурсов, чтобы потом отделить нужное, отсеять лишнее и сделать итоговое заключение.
Публикация «Развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Некоторые уверены, что чем старше становится ребенок, тем более внимательным он будет. Это утверждение, конечно ложно. Внимание ребенка дошкольного возраста непроизвольное, неустойчивое. Ребенок воспринимает все вокруг хаотично, непринужденно и, в основном, когда ему интересно. Мы всегда пытаемся сосредоточить внимание ребенка.
От того как ребенок слышит, слушает, акцентирует внимание и вникает в происходящее, зависит его способность к приобретению новых знаний.
Ребенок не рождается внимательным. Это умение нужно развивать. Сосредоточенному произвольному вниманию нужно учить детей, чтобы они потом были успешными в жизни в дальнейшем.
Развивать произвольное внимание ребенка можно с помощью различных методов и приёмов.
Рассмотрим наиболее интересные из них.
Использование работе книг – виммельбухов. Это необычная книга. В ней нет текста. Привлекают внимание ребенка мелкие красочные картинки на ярком фоне, объединенные единым сюжетом. Другое название книг – найди и покажи. Как же развивать произвольное внимание с помощью книги -O- Если рассматривать мелкие рисунки и находить их в общей сюжетной картинке.
Например игра «Искалочка»
Материал: одна книга типа виммельбух или найди и покажи.
Ход игры: Детям предлагается разворот книги виммельбух крупного формата. Кто из них быстрее найдет маленький рисунок в общем сюжете. Лучше, чтобы участвовали два ребенка. Соревновательный аспект стимулирует детей.
Игра «Искалочка с окошечком»
Материал: книги типа виммельбух по количеству участников, листочки с вырезанным окошечком по количеству участников.
Ход игры: Детям предлагается разворот книги по количеству игроков одинаковый. И вырезанное на листе бумаги окошечко. С помощью окошечка ребенок концентрирует внимание либо на мелком объекте, либо на небольшом фрагменте сюжета. Также кто выполнит быстрее.
При развитии произвольного внимания детей рекомендуется использование подвижных игр. Подвижные игры доступны, интересны, развивают не только различные психические процессы у ребенка, но и удовлетворяют его двигательные потребности. Благодаря чему ребенок незаметно в игре формирует сосредоточенность и произвольность.
Например «Весёлый зоопарк»
Материал: Маски разных животных на одну меньше, чем количество участников.
Ход игры: Играть могут до 10 человек, в зависимости от возраста. Выбирается один водящий. Остальные дети надевают маски и встают в шеренгу. Водящий в течение 1-2 минут запоминает, кто стоит рядом слева направо из животных (маски детей). Затем он отворачивается и называет, в каком порядке стоят ребята в масках животных. Игру можно усложнить, предложив назвать водящему, например, кто стоит рядом с обезьянкой, медведем и т. п. Если водящий ошибается, он становится животным, если отгадал, дети меняются местами и игра повторяется. Начинать рекомендуется с небольшого количества участников игры.
«Веселые мячи»
Материал: 2 ярких мяча разных цветов, например красный и зеленый.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Двое держат мячи. Кидают друг другу. Но игры есть правила. Зеленый мяч мы ловим всегда. Красный ловим, если кидающий молчит. Если он сказал любое слово, то мяч не ловим. Кто ошибается, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда остается два игрока с мячами в руках. Они считаются победителями.
Дидактические игры и упражнения позволяют ребенку развивать произвольное внимание в игровой форме. В дидактической игре ребенка привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, поставить перед собой цель и добиться результата и выиграть.
«Строим башню»
Материал: Кубики 4 основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый). Карточки с изображением предметов вышеперечисленных цветов.
Ход игры: Ребенок выбирает карточку. Например – кораблик, у которого нижняя часть зеленая, парус - красный и флаг – желтый. Задача ребенка выложить башню из кубиков в соответствии с рисунком. Т. е. нижний кубик – зеленый, затем красный и наверху желтый. Таким образом, строим башенки к каждому предмету. Можно посоревноваться, кто больше башенок построит за определенное количество времени.
«Соберем цветы в корзинку»
Материал: картинка с изображением корзинки по количеству детей, карточки с изображением цветов маленькие. Приблизительно по 6-8 штук на каждого ребенка.
Ход игры: Детям предлагается складывать цветы в корзинку при определенных условиях. Например ведущий – педагог перечисляет предметы (стул, стол, ложка, кошка, матрешка и т. д.) Когда ребенок услышит слово, обозначающее животное, то складывает цветок в корзинку. Выигрывает тот, кто соберет правильно букет. Играть можно как индивидуально, так и с коллективом детей.
«Путешествие котенка»
Материал: лист бумаги, расчерченный на 10-12 клеток. Клетки закрашены разными цветами.
Ход игры: Ведущий говорит, что воображаемый котенок (можно взять любого персонажа) отправляется в путешествие. Сначала котенок находится на синей клетке. Теперь командуем: «Вниз! В каком квадрате оказался котенок?» Ребенок должен ответить. Итак, далее. Играть лучше индивидуально.
«Собираем ягоды в корзинку»
Материал: картинки с изображением корзинки по количеству детей, мелкие картинки с изображением ягод по 10 штук на каждого играющего ребенка.
Ход игры: Взрослый ведущий называет числа от 1 до 10, дети повторяют числа. Но в игре есть условие. Например, когда ребенок слышит цифру 9, то должен положить ягоду в корзинку. Условия каждый раз меняются. Цифры называются не по порядку. Выигрывает тот, кто правильно соберет ягоды в корзинку.
Упражнение с игрушкой POP IT
Материал: игрушка pop it по количеству детей, желательно квадратной формы.
Ход игры: Взрослый ведущий говорит: 2 красных, 3 голубых, 4 желтых и т. д. Дети нажимают на кружочки по количеству и цвету. В конце игры смотрят у кого правильный результат.
Таким образом, используя различные игровые приемы в работе с детьми, мы развиваем произвольное внимание. Которое, впоследствии, поможет ребенку успешно овладевать знаниями, умениями и навыками не только в школе, но и в дальнейшей жизни.