Надежда Бусыгина
Развитие предпосылок инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Бусыгина Надежда Владиславовна
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №25»
г. Северск Томская область
Публикация «Развитие предпосылок инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает определенные особенности на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Для детей с общим недоразвитием речи характерен невысокий уровень развития высших психических функций, недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто не способны принять сложные инструкции (трех - четырехступенчатые). У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением.
Все воспитанники группы, дети с ОНР в возрасте 5-6 лет, исходя из особенностей детей, мною было принято решение направить внимание в работе с детьми на поэтапное развитие у детей предпосылок инженерного мышления, сформировать технические навыки через конструктивную деятельность, техническую деятельность, математическую деятельность. Для этого в группе были созданы развивающие центры «Конструирования», «Логика и математика», «Экспериментирования».
Инженерное мышление- это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с целью создания технических средств и организации технологий. Оно позволяет видеть проблему целиком с разных сторон и находить связи между ее частями, видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них. Инженерное мышление объединяет различные виды мышления : логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и др. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться еще в раннем детстве. Поэтому развитие инженерного мышления является актуальной. Оно улучшает пространственное мышление. Позволяет в дальнейшем при обучении в школе лучше осваивать геометрию и черчение.
Инженерно- техническое образование строится на интегрированных принципах, объединяет элемент игры и экспериментирования, что соответствует ФГОС ДО[https://fgos.ru/fgos/fgos-do]. Дети могут реализовать свой потенциал при условии целенаправленного, систематического педагогического воздействия.
Конструктивная деятельность, является значимой тем, что позволяет:
-педагогу сочетать образование, воспитание
-детям проявлять инициативу, самостоятельность, творчество в разных видах деятельности
-объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
Данный вид деятельности мы начали с плоскостного моделирования (палочки Кюизинера, геометрические фигуры). Плоскостное конструирование несмотря на свою простоту, позволяет решать ряд задач, направленных на всестороннее развитие детей. Дети учились выкладывать изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем учились конструировать по замыслу. Далее от плоскостного моделирования переходили к конструированию из самых разнообразных строительных материалов (крупный напольный строительный материал, деревянные конструкторы, конструкторы «Лего») При этом использование различных видов конструкторов показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной. На данном этапе детям давался образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали и способы их соединения. Далее переходили к конструированию по схемам, что позволяет развивать наглядное моделирование, соотносить размер, цвет и форму и комбинировать их.
Самым сложным этапом было конструировать по замыслу, здесь требовалась самостоятельность, умение использовать полученные знания, творчество. Дети учились экспериментировать, изобретать, обыгрывать свои постройки.
Работу по конструированию проводили с детьми в совместной, самостоятельной деятельности, использовали игровые приемы:
- увлекательные задания «Построй не открывая глаз», «Закончи конструкцию»
-Конструкторские игры «Построй одинаковые конструкции», «Что это может быть»
-игры по условию «Дом с двумя этажами и крылечком слева», «Машина для перевозки больших грузов»
-игры соревновательного характера «Дом моей мечты». «Мы поедем, мы помчимся»
-строительство «Дороги будущего»
-строительство небылиц по замыслу
Дети стали с интересом заниматься конструктивной деятельностью, использовать различные технические приемы, объединяться в небольшие группы по интересам, создавать коллективные постройки. Появились предпочтения в выборе конструктора, особенно у застенчивых детей, что дает возможность им пробовать свои силы.
Дети, набираясь конструктивного опыта, реализовывали свои технические решения, стали проявлять находчивость, изобретательность. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления.
Список литературы:
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. : Aкадемия, 2002. - 352 с.
2. Дьяченко О. М. «Творчество детей в работе с различными материалами».М. : Педобщество России. 1998. - 399 с.
3. Комарова Л. Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. - 312 с.
4. Парамонова Л., Урадовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности (старший дошкольный возраст)//Дошкольное воспитание - 1985 - № 7 - С. 46-49
5. Тарловская Н. Ф., Л. А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М. «Просвещение». «Владос». 1994. - 215 с