Марина Шумилина
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
Государство признаёт детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитание у них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. (Закон об основных гарантиях права ребёнка в РФ от 20.07.2000г.)
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях профессиональной деятельности
Публикация «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений изобразительного искусства» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Литературная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Модернизация системы отечественного образования предъявляет новые требования к деятельности всех образовательных учреждений. Значительные изменения происходят и в системе дошкольного образования, где главным направлением является переход с учебно-дисциплинарного подхода к организации образовательного процесса ДОУ на социально-личностное развитие ребенка.
Таким образом, социально-личностное развитие детей выводится на первую ступень обновления российского образования.
«Художественно-эстетическое развитие» является одной из приоритетных образовательных областей данного направления. Оно предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей изобразительного искусства. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 13.10.2013г.)
Освоение данной задачи позволит ребенку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Недостатки в результатах
Проанализировав в ДОУ результат освоения образовательной области «художественно-эстетическое развитие»,
я пришла к выводу, что дошкольники почти не проявляют интереса к рассматриванию произведений изобразительного искусства, эстетическое восприятие характеризуется фрагментальностью. Они затрудняются самостоятельного установить связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. Дети плохо различают жанры произведений изобразительного творчества и народно-прикладного искусства.
Недостатки в основном процессе
Для достижения высоких показателей в решении этой проблемы необходимо перестроить и образовательный процесс, так как нами были выделены следующие недостатки в нем:
• недостаточное использование тем, направленных на формирование у дошкольника элементарных представлений эстетического характера в комплексно—тематическом планировании;
• недостаточное обеспечение дидактическими пособиями, иллюстрациями, картинами, изделиями декоративно-прикладного искусства;
• пассивность родителей в участии мероприятий ДОУ: конкурсах, выставках, проектах;
• наблюдается тенденция, что дети много времени проводят у экранов телевизора, компьютера, смотря передачи, которые мало направлены на развитие эстетических чувств.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
• предметно-пространственная среда, обеспечивающая ребенку возможность для развития способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к ней;
• недостаточное оснащение образовательного процесса современными техническими средствами (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.)
• недостаточное количество современных методических пособий;
• возникают сложности с посещением музеев, выставок, из-за отдалённости проживания от культурного центра.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
Исходя из анализа недостатков, проблема заключается в необходимости улучшения условий для успешного развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, о необходимости взаимодействия ДОУ с семьей, что является актуальным направлением в социально-личностном развитии ребенка, включающим детей в социальную систему отношений.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Изменение образовательного процесса с учетом сформулированной выше проблемы, привел к новому результату в сфере освоения дошкольниками изобразительного искусства.
Ребёнок старшего дошкольного возраста, овладевший основными художественно-эстетическими предпосылками восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, способен:
• проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• обладать установкой положительного отношения к произведениям искусства;
• обладать развитым воображением, которое реализуется в изобразительной деятельности;
• проявлять любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, проявляет интерес к произведениям искусства;
• уметь отличить произведения искусства от произведений других жанров, различать жанры произведений изобразительного искусства;
• чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.
• проявлять творчество в условиях собственной практической деятельности;
• проявить устойчивый интерес к народному творчеству, как эталону красоты, вносить элементы прекрасного в жизнь;
• проявить интерес к изобразительному искусству родного края.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе
(содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
Для достижения цели и нового результата изменено содержание образовательного процесса так, что социально – личностное направление стало приоритетным.
Совместная деятельность педагога с детьми
Были расширены формы и методы работы с детьми:
• наглядные действия: (рассматривание иллюстраций, картин, предметов декоративно-прикладного искусства);
• практические (дети рисуют, лепят, вырезают);
• разнообразие словесных методов, беседы, рассказы, чтения, диспуты; организация экскурсий;
• организация сюжетно—ролевых игр «Мы художники», «На экскурсии в музее», «В гости к дымковским мастерам» и т. д., дидактических игр по данной теме: «Угадай, что за роспись (какая игрушка?», «Узнай художника иллюстратора», «Подберём краски для художника», «Какое небо было на прошлой недели?» и т. д., настольно-печатные (пазлы, лото).
Эти методы способствуют формированию у детей способности анализировать значимость знаний и применение их, перенося их из игровых ситуаций в жизнь.
Взаимодействие с родителями
В группе работает клуб «Мамина школа», на заседаниях которого мы решаем разные проблемы, в том числе и по формированию у детей художественно-эстетического развития.
Родители стали активными участниками образовательного процесса: они были привлечены к участию в конкурсах, выставках.
В нашей группе широко распространён такой опыт работы с родителями, как детско-родительский проект. Такая форма взаимодействия взрослых (педагоги, родители) и детей позволяет развивать познавательные способности. В процессе организации проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива
Тесное взаимодействие с родителями в этом направлении позволило донести до них важность развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Воспитатели расширили свои знания по теме: «Каких русских художников я знаю», «Декоративно – прикладное искусство на Руси».
Изменения произошли и в средствах : была создана галерея картин русских художников, подборка книг с иллюстрациями художников- иллюстраторов, выставка экспонатов декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, городец, дымка).
Произошли изменения и в средствах контроля.
Мониторинг проводится по трё м критериям:
• характер представлений о средствах выразительности;
• степень эмоциональных проявлений на содержание произведения;
• активность в деятельности
Рассматривая характер представлений о средствах выразительности, мы смотрим, знает ли ребёнок что такое произведение изобразительного искусства, может ли отличить произведение искусства от других произведений, различает ли жанры изобразительного искусства, определяет ли ребёнок настроение и композицию произведения, может ли выделить главное в произведении.
Для того, чтобы выявить степень эмоциональных проявлений, мы рассматриваем проявляет ли ребёнок чувства (испытывает ли радость, удивление, восторг, печаль, грусть к изображаемым героям, сочувствует).
Чтобы определить активность в деятельности, мы рассматриваем испытывает ли ребёнок интерес к произведениям искусства, задает много вопросов, оригинальных по характеру, Проявляет инициативу, с удовольствием самостоятельно рассматривает альбомы с иллюстрациями, произведениями искусства самостоятельно делится впечатлениями с детьми
Мониторинг проводится два раза в год и основывается на наблюдениях и беседах.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно–методические, материально–технические, нормативно–правовые, информационные, организационные)
Кадровые: Работники регулярно повышают компетенцию на курсах повышения квалификации в организации мероприятий, направленных на формирование художественно-эстетического развития детей. владеют информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе. Изучают научно—методологические разработки по проблеме.
Научно-методические: разрабатывается парциальная программа по данной проблеме, построения с учетом современных требований.
Педагогический процесс постоянно обновляется наглядными и интерактивными дидактическими средствами.
Материально-технические условия заключаются в обеспечении необходимым оборудованием и инвентарем: приобретение новых картин, книг, предметов декоративно - прикладного искусства, интерактивной доски.
Нормативно-правовая база: в перспективный план внесен раздел по формированию элементарных знаний по данной теме, для решения данного аспекта.
Организационные: заключены договора о сотрудничестве с библиотекой, с музеем.