ирина якутенко
Игра, как наиболее эффективный способ развития детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель –дефектолог Трясова Т. В.
Воспитатель Якутенко И. А.
Работа по развитию детей раннего возраста строится поэтапно. Выделяют два этапа, которые имеют различия в содержании обучения, в методах обучения и в формах организации детей. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, потрогать его, понюхать, попробовать, выполнить с ним некоторые действия: подержать в руках, погладить, покатать в машине и т. д. Чем больше ребенок будет соприкасаться с предметом, опираясь на различные виды деятельности, тем успешнее будет развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет, и одновременно с этим развивается игровая деятельность.
Публикация «Игра, как наиболее эффективный способ развития детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На первом этапе развития детей необходимо использовать следующие приемы:
• показ и объяснение;
• показ предметов в действии с их называнием;
• показ ряда последовательных действий с предметами;
• рассматривание предметов;
• внезапное появление и быстрое исчезновение предмета;
• периодическое использование на занятии одного и того же предмета;
• показ картинок с изображением отдельных предметов;
• украшение знакомого предмета различными атрибутами (ленточками, цветной бумагой и т. п.);
Успешное выполнение программы требует периодичности занятий с элементами повторения. Особенно с детьми первого года жизни все занятия проводятся, как правило, индивидуально, с многократными повторениями. Например, при проведении занятия «Узнавание и отыскивание предметов» с малышами первого полугодия второго года жизни, на первый раз отмечается заинтересованность занятием у всех, но активно участвуют в нем только некоторые. На втором занятии наблюдается примерно та же картина, но на третьем уже все дети правильно узнают и показывают предметы. При повторении занятий с применением нескольких предметов или игрушек, сохраняя одно и то же программное содержание, следует непременно привлекать дополнительно новый
материал к уже известному. Наиболее эффективная форма успешного развития детей – игры, игровые упражнения.
Игры и упражнения представляют собой определенную систему, так как при её создании учитывались следующие признаки системности:
• Постепенное усложнение задач (от простого к сложному). Каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, и вносит нечто новое, расширяя и углубляя эти знания и умения.
• Деятельностный подход. В каждой следующей игре происходят изменение соотношений деятельности взрослого и ребенка, то есть осуществляется переход от совместной деятельности детей по подражанию к самостоятельной деятельности.
Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики, а на другом — большие и маленькие матрешки или собачки.
Нецелесообразно на занятии решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточиться только на чем-нибудь одном.
Разнообразие занятий достигается также усложнением заданий. При проведении дидактической игры «Кто как кричит?» сначала дети воспроизводят встречающиеся в тексте подражания крикам животных, затем можно предложить воспроизвести мычание коровы, мяуканье кошки, кудахтанье курицы, писк цыпленка и при этом взрослый показывает соответствующую игрушку. Так усложняются требования к детям — от подражания слышимому образцу к самостоятельным ответам.
С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа. Она дает возможность избежать излишних повторений со всей группой, которые приводят к тому, что детям становится скучно.
Наблюдая за детьми, нередко можно видеть, что во время, свободное от занятий, они повторяют какое-нибудь действие, движение, усвоенное на занятии. Например, ставят кубики один на другой, разрушают постройку и опять начинают все сначала. Одно и то же действие ребенок повторяет неоднократно, причем делает это с удовольствием, не обнаруживая признаков утомления или снижения интереса. Также, играя, ребенок способен много раз повторять слово или сочетание звуков, которыми он начинает овладевать. Такое поведение детей связано с стремлением к самостоятельной деятельности.
Очень способствует эмоциональному подъему, когда предметы, игрушки показывают в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят ворота, мостик. Наблюдение объектов в движении, например, заводных игрушек, доставляет детям радость, а также обогащает их знания. Они видят предметы в действии и учатся обозначать это действие словом. Например, птичка, когда клюет, стучит носиком «тук-тук», собачка бегает и лает «ав-ав» и т. д. При проведении дидактических игр с куклой, кукла Катя или Ляля идет гулять, топает ножками, падает, ее укладывают спать; игрушечных животных поселяют в построенном из кубиков домике, башенке-пирамидке; игрушки катают друг друга в колясочке. При проведении дидактической игры на основе стихотворения А. Барто «Села птичка на окошко» берём в руку птичку- игрушку и выполняет действия, о которых говорится в тексте стихотворения (птичка прилетела, села на окошко, посидела, потом улетела). Приемы показа действий обогащают впечатления, получаемые детьми, содействуют созданию положительного отношения к занятию.
На занятиях часто используемым приемом является прием неожиданного появления игрушек, всевозможные элементы сюрпризности. Например, игрушки, предметы перед показом покрывают яркой косынкой или платком, а потом с таинственным видом поднимают покрывало; или, прежде чем появляется игрушечная собачка, за дверью слышится лай или стук и т. д. Все это захватывает детей, и они нередко бурно выражают свой восторг. Цель: позабавить детей - таким образом достигается.
Часто малыш, выполнявший задание самостоятельно, а иногда с помощью воспитателя, выражает удовольствие от достигнутого результата, особенно если его усилия вознаграждаются. Например, когда он построит лесенку из кубиков или дорожку из кирпичиков, можно дать ему маленькую куколку, которую он ставит на лесенку и передвигает со ступеньки на ступеньку или эта куколка ходит по дорожке.
На втором этапе обучения необходимо развивать преимущественно активную речь. Развитие активной речи осуществляется в тесной связи с развитием мышления на одном и том же познавательном материале. На втором этапе обучения используются те же приемы, что и раньше, однако длительность занятий увеличивается, количество действий с предметами становиться больше, ребенка привлекают к самостоятельным действиям с предметами, стимулируют к ответам на вопросы воспитателя. Поэтому все, что ребенку показывают, должно быть подкреплено словом. Ему необходимо говорить: «Это флажок, чашка, кубик, домик и т. д.», называют действия: «Беру ложку и кормлю куклу». Ребенок раннего возраста еще долгое время не относит к себе такое, например, обращение, как «Посмотрите на картинку». Однако детям, особенно в первую половину второго года жизни, понятнее, когда им говорят: «И Коля посмотрит картинку, и Маша, и Наташа». Этим привлекается внимание каждого ребенка, он чувствует свою значимость в этой игре.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Современные технологии гармонично вписываются в дидактические игры. Они помогают разнообразить игры, дать возможность ребёнку самому проверить правильность результата, решают одновременно несколько задач.
В своей работе мы используем систему «Палетто», «Говорящая ручка». Эти системы применяются для детей от 1 года. С их помощью развиваем речь, сенсорику, слуховое и зрительное восприятие, моторику.
Предлагаем несколько игр, которые мы используем в своей работе.
Игры с системой «Палетто».
1. В систему закачаны различные звуки, голоса животных, проявление эмоций. Выбирается программа с теми или иными звуками. Ребёнку предлагается узнать, что или кого он слышит. Если возникают трудности можно предложить придумать ребёнку, на что похож звук.
2. Ребёнку показывают карточку определённого цвета. Даётся задание – нажать такой же цвет, как на карточке. Ребёнку постарше можно задать вопрос - «Какой цвет ты нажал?». Маленькому ребёнку взрослый сам называет цвет. Звуковое сопровождениесистемы взрослый вбирает сам. Если выбраны звукоподражания животных, то предлагается найти, то животное, которое спело песенку.
3. Для увеличения предложения можно так же использовать данную систему. Для этого на каждый цвет закачивается вначале одно слово. На следующей кнопке добавляется ещё одно и так далее.
«Говорящая ручка»
1. Взяты яркие предметные картинки. На них приклеены стикерыи записаны звукоподражания и правильное слово. Например – кукла. Ребёнок нажимает ручкой на картинку. Несколько раз произносится краткое «ляля» и полное «кукла». Можно использовать картинки на цвет, величину.
2. На ручку записаны поговорки, чистоговорки, которые можно включать не только на занятии, но вовремя проведения режимных моментов. Так же можно включать и прослушивать колыбельные песенки.
3. Для закрепления музыкального репертуара на ручку записывается мелодия песенок,которые изучаются на музыкальных занятиях. Можно включать музыку и учить песенки.
Малышам очень нравится заниматься и играть, используя системы. Материал усваивается быстрее и более прочно.