Лиана Гордиенко
Развитие познавательных способностей дошкольников
▼ Скачать
Развитие познавательных способностей дошкольников
Проектная деятельность как способ реализации личностно – ориентированного подхода к образованию
Целевая группа
Дети от двух лет и старше, их родители, педагоги и специалисты дошкольных учреждений
Содержание проекта
Идея использовать в образовании метод проектов впервые появилась у американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Произошло это в 1920-х годах и связано с развитием гуманистического направления в философии и образовании. Д. Дьюи предложил педагогам того времени изменить свои подходы к образованию и начать строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личными интересами.
Публикация «Развитие познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах
В России метод проектов возник одновременно с разработками американских педагогов. Группа наиболее просвещенных российских педагогов, использующих проектный метод на практике, объединилась под руководством С. Т. Шацкого и провозгласила метод проектов средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом детей.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Все знают, что познавательная активность дошкольников очень высока - каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы, как правило, ему в этом помогают педагоги.
Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем. В результате проделанной совместной работы формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать эти проблемы, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить, развиваются творческие способности детей.
В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, потому что в проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявить своё «Я», заявить свои цели, озвучить свои представления, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми, открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, уметь согласовывать свои цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Проектирование является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к образованию.
Переход дошкольных учреждений на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
• Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.
• Комплексные тематические занятия.
• Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).
• Метод проектов.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Для дошкольного образования актуальна следующая типология проектов:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри дошкольного учреждения. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
На протяжении нескольких лет я в своей работе активно использую проектную деятельность, как способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании детей. А начинала я так: чтобы заинтересовать детей и вовлечь их в новый вид деятельности, я предложила детям поработать над проектом на очень привлекательную для них тему «Полезно ли мороженое?»
Для реализации этого проекта мы определили предмет исследования – это полезные свойства мороженого; объект исследования – мороженое; выдвинули гипотезу, предположив, что если мороженое произведено из натуральных продуктов, правильно транспортировалось и хранилось, то, при соблюдении культуры употребления мороженого, оно положительно влияет на организм человека.
Определили методы, предположили ожидаемый результат, установили цели и задачи работы:
1) узнать, где и когда появилось мороженое;
2) выявить отношение к мороженому взрослых и детей;
3) изучить состав мороженого;
4) выяснить полезные свойства мороженого;
5) научиться правильно употреблять этот продукт;
6) сделать выводы.
В ходе выполнения этой работы дети узнали много нового об истории возникновения мороженого, его видах, полезных свойствах, научились делать мороженое в домашних условиях, узнали, какое мороженое пользуется наибольшим спросом у покупателей и пришли к выводам, что:
1. Мороженое полезно для организма, если оно произведено из натуральных продуктов, правильно транспортировалось и хранилось.
2. Мороженое не принесет вреда, если его правильно употреблять - есть в помещении, не спеша, маленькими кусочками.
3. Каждый человек может сам изготовить полезное мороженое в домашних условиях из свежих натуральных продуктов.
Детям очень понравилось работать над этим «вкусным» проектом. С этим проектом мои дети выступали на районном конкурсе проектов, где стали победителями. Затем мы с детьми разработали множество различных проектов. Например, «Мы - строители», в ходе реализации этого проекта дети познакомились с различными инструментами и научились делать постройки из конструктора. Проект «Здравствуй, осень золотая!» научил детей видеть и понимать красоту родной природы, относиться к природе бережно и заботливо. Во время выполнения проекта «Маленькие помощники» дети убедились, что их труд приносит большую пользу. Проект «Юные театралы» раскрыл творческие способности детей. Проект «Зима» доставил детям много радости и удовольствия. Проект «Покормите птиц зимой!» способствовал воспитанию у детей доброты и гуманного отношения к братьям нашим меньшим. Проект «Зеленый лук» приучил детей заботиться о своем здоровье. Проект «Здравствуй, Новый год!» помог детям окунуться в волшебную атмосферу самого любимого праздника.
Много нового и интересного узнали дети, работая над проектами «Люди и дельфины», «Перелетные птицы», «Русские народные сказки», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Наши четвероногие друзья», «Зеленый мир детского сада», «Любим мы играть в игрушки», «Быть здоровыми хотим!» «Умелые ручки», «Волшебная бумага», и др.
Полученные результаты: Таким образом, проектная деятельность прочно закрепилась в нашей образовательной работе. В период реализации проектов происходила интеграция между общими способами решения воспитательных и творческих задач, способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами детской деятельности. Через объединение усилий всех участников образовательного процесса, посредством проектной деятельности, формировались основы полноценной, гармонично развитой личности. Повысился познавательный интерес, коммуникативные навыки и творческие способности детей. Дети научились устанавливать простейшие причинно – следственные связи и объяснять происходящие события. Дети стали более самостоятельными, ответственными, трудолюбивыми, научились уважать чужой труд. Повысилась активность участия родителей в делах группы. Пополнилась предметно – развивающая среда в группе.
Название проекта