Рамиля Хасянова
Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности ребенка.
Публикация «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в игре» размещена в разделах
Познавательное развитие детей раннего возраста невозможно без рационально организованной, насыщенной многообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами, развивающей предметной среды. Только в такой среде возможно включение детей в активную познавательно- творческую деятельность. С целью создания эффективной развивающей предметно- пространственной среды в группе оформлены уголки познавательного развития, в которых имеется разнообразные дидактические настольно-печатные игры, лото, игры на развитие мелкой моторики рук, настольный театр по сказкам. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Дети знакомятся с названиями предметов ближайшего окружения. Называют предметы, знакомятся с цветом, формой, величиной, материалом, из которого сделаны предметы. Для развития познавательных способностей детей раннего возраста выступает важнейший вид деятельности – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей ребенка. Я использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания. Например, в сюжетно- дидактической игре «Научим куклу одеваться» побуждаю детей к произношению названий предметов одежды, их частей и действий. Похожие игры: «День рождение куклы», «Мишка собирается в гости», «Кукла идет на прогулку». В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. В процессе дидактических игр с природным материалом типа «Чудесный мешочек», «Найди кубик такого же цвета» знакомлю ребят с листьями, насекомыми, фруктами, овощами. В этих играх уточняются и обогащаются представления о свойствах и качествах растений, формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности. Играя в дидактическую игру – вкладыши «насекомые», дети не только берут в руки яркие, интересные фигурки, развивают мелкую моторику, но и закрепляют знания о насекомых. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета. Уровень развития детей раннего возраста находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук использую пальчиковые игры, мозаики, игрушки шнуровки, разнообразные конструкторы. Развивающие игры для детей — это игры-задания, где включаются сравнение, анализ, обобщения. Например, развивающая игра для детей : ребенку предлагаю пенал, куда можно складывать предметы только определенного размера. Малыш на собственном опыте разбирается, как это происходит. Подбирая развивающие игры для детей, учитываю, что важнейшим фактором развития познавательных способностей детей раннего возраста является пример взрослых. Например, ребенок может выучить названия столовых приборов, но то, что вилкой едят макароны из тарелки, должны ему показать взрослые. То же самое касается и новых игр – как катать коляску с куклой, как строить конуру из кубиков – все это ребенок узна т из совместной игры со взрослым. Я не требую, чтобы малыши запомнили что-то мгновенно. Чтобы новый навык закрепился, многократно повторяем одно и то же действие. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же книгу. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие. Подбирая материал для развития познавательных способностей младшего возраста, я учитываю уровень их развития и их опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам малышам. Развитие познавательных способностей детей невозможно без игр, в которых происходят и развиваются какие-то события. Это детские сюжетные игры. Например, ребенок кормит любимого мишку, разговаривает с ним, предлагает добавку, вытирает мордочку, укладывает спать или строит солдатиков, которые маршируют и т. д. Для развития ролевой речи дети имеют возможность в группе играть в «Магазин», «Дочки-матери». Зная, что малыши, особенно во второй группе раннего возраста, любят играть в одиночку, я даю им такую возможность, но в то же время привлекаю детей к совместным играм для того, чтобы научить культуре поведения в коллективе. Детские сюжетные игры необходимы для социализации ребенка, что, как известно, немаловажно для успешной жизни. Во время непосредственно образовательной деятельности дети учатся слышать и понимать разные обращения взрослого. Дети упражняются в выполнении простейших заданий. Эффективны в работе с детьми третьего года жизни дидактические упражнения с использованием несложных сюжетных картинок. В воспитании эмоциональной отзывчивости использую дидактические упражнения «Как помочь братику?», «Как помочь дедушке?». Формирую у детей чувство симпатии к другим детям: «Улыбнись Маше», «Пожалей Алмаса». Учу детей пониманию : нельзя драться и обижать других детей. С первой младшей группы развиваю интерес к труду взрослых людей. Например, «Повар в детском саду». Учу детей выбирать названный предмет из нескольких, усложняя задание, предлагаю дидактическое упражнение «Чего не стало». Двигательная активность в первую очередь способствует развитию восприятия. Чем богаче двигательный опыт реб нка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми сталкивается реб нок в процессе образовательной деятельности по развитию движении. Выстраивая процесс ознакомления с ними детей, предлагаюсначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал, из которого сделаны. Например, знакомя с обручем, предлагаю обхватить двумя руками обруч, погладить, повертеть, при этом назвать качества физкультурного инвентаря (обруч круглый, пластмассовый, синий, гладкий). Дети, запоминая предметы, запоминают словесные обозначения их качеств. Малышам очень нравятся игры - экспериментирования с водой, песком, шишками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов. Обращаю внимание детей на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, делается влажным, и тогда можно лепить из него зернышки для курочки. В играх с водой ребенок узнает, что вода льется, проливается, ее можно переливать из ведра в тазик, она бывает холодной и теплой, чистой и грязной. Водой умываются, ей поливают растения. В воде тонут камешки, а шишки плавают. Все действия сопровождаю речью и карточками-помощниками. Особенно интересны малышам опыты с сыпучими материалами: «Что там спрятано?» В крупу прячется какой-либо предмет, ребенок его ищет.
Малыши любят играть в подвижные игры «Кот и воробышки», «В домиках», «Гуси и волк», «Раз, два, три к домику беги!». Дети с удовольствием бегают и играют. Взгляд ребенка привлекает, прежде всего, все яркое и красочное. Поэтому при наблюдениях на прогулках, я выбираю самые яркие объекты и явления, присущие каждому времени года. Например, на прогулке провожу наблюдение за ветром. В дождливую погоду обращаю их внимание на то, как капли падают с крыш, и предлагаю послушать его песню: «Кап-кап-кап» - это капли дождя. Для развития познавательных способностей предоставляю своим воспитанникам и свободное время, которое позволяет им осваивать окружающий мир на собственном опыте и, кроме того, приучает к самостоятельности. Например, выстраивая конуру, ребенок определяет, для кого он предназначен, что в нем должно находиться и т. д. В разгар такой игры происходит развитие познавательных способностей ребенка. Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, я стараюсь не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей воспитанников будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет. Таким образом, развитие познавательных способностей детей раннего возраста происходит в играх.