Кузина Татьяна
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством ментальной арифметики
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством ментальной арифметики
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности, накопление теоретических знаний и практического опыта в вопросах раз-вития познавательных процессов у детей с ОВЗ посредством ментальной арифметики.
Для реализации поставленной цели в работе с детьми определила следующие задачи:
1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую лите-ратуру по выбранной теме.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Ментальная арифметика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
2. Подобрать методы и приёмы развития психических процессов у детей с ОВЗ с использованием техник ментальной арифметики.
3. Определить место и преимущества техник ментальной арифме-тики в психо-коррекционном воздействии на базовые составляющие пси-хического развития дошкольников с ОВЗ.
4. Разработать методические рекомендации по использованию ментальной арифметики в работе психолога с учетом возрастных и клини-ческих особенностей детей с ОВЗ дошкольного возраста.
5. Формировать систему преемственности в использовании тех-ник ментальной арифметики семьей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ.
Актуальность проблемы:
Развитие познавательной активности детей с ОВЗ - одна из важней-ших задач специального психолога ДОУ. Это связано с тем, что у данной категории воспитанников отмечается низкий уровень развития познава-тельных процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, а также прослеживается наличие повышенного уровня тревожности, эмоциональ-ная нестабильность и нарушение моторики. Поэтому главная задача педа-гога, работающего с данной категорией детей – это поиск эффективных ме-тодов психолого – педагогической работы, направленных на коррекцию и развитие данных нарушений.
Одной из нетрадиционных методов такой работы является менталь-ная арифметика. Эта методика направлена на развитие умственных спо-собностей ребенка, логики, мыслительные процессов, мелкой моторики и запоминания, развитие межполушарного взаимодействия.
Левое полушарие отвечает за логику. Его задача заключается в том, чтобы задействовать больше в работу правое полушарие. Это стимулиру-ет развитие памяти, воображения и визуализации, помогает достичь детям высоких показателей в различных сферах.
Этапы реализации плана по самообразованию
Этапы Сроки Формы работы Практические выходы
Организационный
Сентябрь • Выбор те-мы исследова-ния.
• Изучение учебной, спра-вочной и науч-но-методической литературы, си-стематизация полученной ин-формации.
• Выделение целей и задач работы.
• Определе-ние форм рабо-ты с родителя-ми, с коллегами.
• Выбор ди-агностического материала
• Разработка конспектов заня-тий, индивиду-альных консуль-таций.
• Приобре-тение абакусов. • Книжка – передвижка: «Технология «Ментальная арифметика» в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ»
• Проведе-ние психодиа-гностическое об-следования вос-питанников с ОВЗ. Примене-ние ранее не ис-пользованных диагностических материалов.
• Обобще-ние качествен-ных и количе-ственных ре-зультатов психо-коррекционной работы
Практический Октябрь - Ап-рель • Реализация плана сотрудни-чества между всеми участни-ками образова-тельного про-цесса.
• Изготов-ление наглядно-го и раздаточно-го материала информационно - просветитель-ской направлен-ности (памятки, буклеты). • Обобще-ние и распро-странение опыта среди педагогов ДОУ по задан-ной теме.
• Информа-ция о техноло-гии «Менталь-ная арифметика» в родительском уголке.
• Проведе-ние индивиду-альных и груп-повых психо-коррекционных занятий с детьми с ОВЗ
• Проведе-ние промежу-точной диагно-стики базовых предпосылок психического развития- про-извольности ВПФ у до-школьников с ОВЗ
• Определе-ние в ходе прак-тической работы преимуществ методов мен-тальной арифме-тики в психо-коррекции детей дошкольного возраста
• Изучение опыта работы педагогов-психологов че-рез интернет-ресурсы, педа-гогические со-общества
• Выработка системы взаимо-действия психо-лога и семьи в направлении психо-коррекционной работы с детьми
Аналитический Май • Подведе-ние итогов про-деланной рабо-ты.
• Определе-ние эффективно-сти реализации плана посред-ством анализа диагностики ВПФ детей с ОВЗ
• планиро-вание и коррек-тирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявлен-ных проблем и пожеланий участников. • Психодиа-гностические ис-следования с ис-пользованием методов тести-рования, анке-тирования и наблюдения
• Обобще-ние качествен-ных и количе-ственных ре-зультатов психо-коррекционной работы
• Системати-зация практиче-ского материала по данной про-блеме, создание электронного каталога мате-риалов, исполь-зуемого в диа-гностической, просветитель-ской и коррек-ционно-развивающей работе психоло-га
• Разработка методических рекомендаций для родителей по формирова-нию базовых предпосылок психического развития у детей с ОВЗ (произ-вольности ВПФ)
• Выступле-ние на итоговом педагогическом совете, презен-тация результа-тов проделанной работы.
• Публика-ция собственно-го опыта педаго-гической дея-тельности в со-циальной сети работников об-разования.