ольга седова
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста с использованием дидактического пособия «Веселые бусинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие произвольного внимания, логического мышления, зрительно-пространственной ориентировки с использованием авторского дидактического пособия «Веселые бусинки»
Седова Ольга Николаевна
педагог-психолог
МБДОУ детский сад № 142 «Сказка»,
г. Красноярск
Публикация «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста с использованием дидактического пособия „Веселые бусинки“» размещена в разделах
- Бусы, бусинки. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальной в наше время, так как одним из критериев предшкольной подготовки детей является интеллектуальное развитие. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы.
В возрасте 5-7 лет дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.
В этот период дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.
В своей практике для формирования и развития столь важных психологических процессов во время развивающих занятий я использую возможности авторского дидактического пособия «Веселые бусинки», предназначенного для детей 5-7 лет. Так же с помощью дидактического пособия возможно развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление представлений о цвете и использования в речи детей качественных прилагательных, закрепление графического образа буквы, цифры, формы, что будет являться подготовкой ребенка к овладению письмом.
Дидактическое пособие представляет собой планшеты, на которых закреплены направляющие нити с крупными бусинами разных цветов. К планшету прилагаются карты с заданиями различного уровня сложности, которые можно разделить на категории
1 представления о количестве
2 ориентировка в пространстве и на листе
3 представления о цвете
4 представления о форме
5 классификация предметов на основе различных семантических признаков
6 развитие воображения
7 развитие мелкой моторики кистей рук.
Представления о количестве
1. «Выложи от 1 до 10».
Цель: развитие представления о количестве.
Ход: Ребенку предлагается выложить в каждом ряду количество бусин от одного до 10 (либо в обратном порядке).
2. «Положи на тарелочку».
Цель: восприятие количества, сравнение больше меньше.
Ход: Вариант 1. Ребенку предлагается выложить на тарелочку заданное количество бусин.
Вариант 2. Ребенку предлагается выложить на вторую тарелочку большее либо меньшее количество бусин.
3. «Найди цифру/букву».
Цель: закрепление образа буквы/ цифры, порядкового счета.
Ход: Вариант 1. Ребенку предлагается закрыть бусинами все буквы либо цифры. Вариант 2. Ребенку предлагается закрыть бусинами цифры от 1 до 10 (либо от 10 до 1). Вариант 3. Ребенку предлагается закрыть бусинами заданную цифру, если ребенок правильно выполняет задание на поле появляется изображение данной цифры.
4. «Математические действия».
Цель: формирование представлений о математических действиях.
Ход: Вариант 1. Ребенку предлагается решить математическую задачу с использованием наглядного материала Вариант 2. Ребенку предлагается решить математические примеры (+, -,>, <)
Ориентировка в пространстве и на листе
1. «Стрелочки».
Цель: развитие представлений о направлении.
Ход: Вариант 1. Ребенку предлагается закрыть стрелочки какого-либо направления.
Вариант 2. Ребенку предлагается закрыть бусинами жучков, ползущих в заданном направлении.
2. «Положи бусинку».
Цель: развитие ориентировки на плоскости листа. Ход: предлагается разместить бусины в углах, середине листа.
3. «Найди дорогу».
Цель: развитие пространственных представлений.
Ход: ребенку предлагается найти (выложить) «дорогу» от объекта к объекту.
4. «Графический диктант».
Цель: развитие ориентировки на плоскости листа, развитие произвольности.
Ход: Ребенку предлагается выкладывать определенное количество бусин в заданных направлениях.
5. «Развитие зрительной памяти».
Цель: развитие зрительной памяти.
Ход: ребенку предлагается рассмотреть мини-карточку в течение некоторого времени, после чего предлагается повторить увиденное на большом поле.
Представления о цвете
1. «Шахматная доска».
Цель: закрепление представления о цвете.
Ход: представлены три карты, на которых ребенку предлагается закрыть бусинами определенный цвет.
2. «Нарисуй дорожку».
Цель: закрепление представления о цвете.
Ход: на карте изображена цветовая полоса, необходимо заполнить ее бусинами такого же цвета.
Представления о форме
1. «Завиток».
Цель: закрепление графического образа формы, фигуры, умение анализировать образец.
Ход: Вариант 1. Ребенку предлагается готовая фигура, по контуру которой нужно выложить бусины.
Вариант 2. Ребенку предлагается небольшое изображение фигуры, которую он самостоятельно выкладывает из бусин.
2. «Мастерская букв и цифр».
Цель: закрепление графического образа буквы и цифры, умение анализировать образец.
Ход: Вариант 1. Ребенку предлагается контур буквы, цифры, который нужно выложить с помощью бусин. Вариант 2. Ребенку предлагается небольшое изображение буквы, цифры, которое он самостоятельно выкладывает из бусин.
3. «Найди слово».
Цель: закрепление графического образа букв, умение анализировать.
Ход: Вариант 1. Ребенку предлагается закрыть бусинами слово. Вариант 2. Ребенку предлагается найти сочетание букв.
Классификация предметов на основе различных семантических признаков
1. «Классификация».
Цель: закрепление знаний о цвете, о форме. Классификация по определенному признаку, совокупности признаков.
Ход: Вариант 1. Ребенку предлагается найти все фигуры одного цвета. Вариант 2. Ребенку предлагается найти все фигуры одной формы.
Вариант 3. Ребенку предлагается найти все фигуры по совокупности двух признаков (цвета и формы).
Развитие воображения
1. «Дорисуй».
Цель: развитие воображения, развитие восприятия целостного образа предмета.
Ход: Ребенку предлагается бусинами «дорисовать» изображение (лучики солнца, дождик, улыбку человечку и др.).
Развитие мелкой моторики кистей рук
1. «Горошины».
Цель: проведение пассивной гимнастики и массаж биологических точек кистей рук.
Ход: Ребенку предлагаются упражнения: погладить бусины ладонью, ребром ладони, переборка пальцами рук.
Пособие может использоваться как в образовательном процессе, так и в качестве «отдыха» между заданиями. Дети могут самостоятельно выбирать карты-задания для выполнения, варьировать уровень сложности задания, проявлять инициативу в рамках свободного задания, направленного на развитие воображения.
Использоваться пособие может как в работе педагога-психолога, так и воспитателя. Также пособие может быть применено в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оно может быть дополнено новыми картами-заданиями, в зависимости от поставленных целей.
Основные достоинства пособия:
• доступность материала для восприятия дошкольниками;
• мобильность;
• возможность замены учебного материала;
• простота в использовании и изготовлении самого пособия и карт-заданий к нему;
• возможность дополнения карт – заданий, в зависимости от целей и задач НОД.