Дарья Шушпанова
Развитие познавательных процессов и элементарных математических представлений с использованием методики «Палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, дети с особенностями развития лучше усваивают материал преподнесенный им в игровой форме. Исходя из этого необходимо преподнести материал в игровой форме, но так, чтоб он эффективно усвоился и применялся в дальнейшей деятельности ребенка.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками».
Публикация «Развитие познавательных процессов и элементарных математических представлений с использованием методики „Палочки Кюизенера“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, дети усваивают цвета и их оттенки, названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Палочки Кюизенера, в основном, предназначены для занятий с детьми в возрасте от 1 года до 7 лет, но с детьми с особенностями развития можно использовать палочки и в более старшем возрасте. Работа с палочками поможет научить ребёнка тем действиям, которые необходимы для закрепления в памяти простых, но важных математических понятий. Эти действия важны, поскольку позволяют накопить непосредственный опыт восприятия, постепенно осуществляя условное преобразование личного понимания, двигаясь в осознании сути явлений от конкретного к абстрактному. У детей возникает стремление овладеть навыками работы со счётом, с системой чисел, измерениями, научиться делать то, что педагоги называют решением образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Работа с палочками позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать. (цвету, длине, форме и т. д.).
Наблюдение за реабилитационным процессом в Можайском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей с ограниченными умственными и физическими возможностями сформированы недостаточно. Для эффективной работы я нуждалась в многофункциональном развивающем дидактическом средстве, которое позволит «через руки», в доступной малышам форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя.
В современной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям развития познавательной сферы ребенка и формирования элементарных математических представлений у детей нашего отделения, а также их возрастным, физическим и психическим возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. К тому же сегодня на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, эффективность которой основана на чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его самостоятельности. Поэтому я считаю палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма обретают все большее значение в развитии наших «особых» детишек.
Неоспоримый плюс данного пособия — его доступность для использования как дома, так и в условиях нашего центра, т. е по рекомендациям специалиста и качественном консультировании родитель сможет самостоятельно дома закреплять полученные на занятиях знания.
На первом этапе занятия направлены на формирование представлений о цвете и размере. Дети осваивают состав комплекта палочек, их цвета, соотношение палочек по размеру. Ребенок учится комбинировать по признакам, знакомится с простыми математическими действиями. Помимо выражений «такой же», «не такой», используются слова «одинаковые», «разные». В ходе работе ребенку помогают выделить свойства (признаки, по которым сравнивают полоски: цвет и длина. Предлагаются следующие задания:
- найди и покажи палочку такую же по цвету/длине;
- отбери все красные/синие/желтые ит. д. палочки;
- отбери по одной палочке разного цвета;
-перечисли цвета всех палочек на столе;
- раскрась предмет, чтоб его цвет и цвет палочки был одинаковым.
В ходе выполнения заданий можно выяснить, какие цвета ребенок знает и различает. В ходе работе необходимо повторять цвет палочек, затем помогать их находить. Так же с длиной палочек, сначала повторяем, если не может найти, помогаем. Затем можно сравнивать палочки с окружающими предметами по цвету и с предметами в доме ребенка.
После того, как с цветом работа закончена, можно переходить к работе с длиной палочек.
- необходимо попросить найти самую короткую/длинную палочку и назвать ее цвет;
-выбрать две палочки и найти среди них длинную/короткую
- сравнить две полоски и ответить на вопрос:»какая это полоска - короткая или длинная?».
Затем Можно проговорить с ребенком о каждой полоске, сравнить ее с другими по цвету и длине.
На втором этапе работы с палочка можно познакомить детей с понятиями: «высокий - низкий», «длинный - короткий», «широкий - узкий». Упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам. Сооружая постройки, дети знакомятся с вышеперечисленными понятиями. Можно предложить следующие задания:
- сравнить длину палочек путем наложения;
- сравнить длину путем приложения;
-строить постройки разной высоты/длины/ширины;
На третьем этапе занятия направлены на формирование количественных представлений. Можно использовать паровозик с вагонами разного цвета длины. Дети учатся: отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесной инструкции взрослого, приходят к выводу о том, что у палочки каждого цвета есть свое число, знакомятся со знаками больше, меньше или равно. Задания могут быть следующего типа:
- посчитать, сколько мест в вагончике (мерой одного места является белая палочка);
- сколько при этом продано билетов в каждый вагон;
-сколько пассажиров в каждом вагоне;
- строим из белых/ голубых палочек вагончик и просим выбрать палочку, которой можно заменить эти палочки;
- просим ответить детей на вопросы: сколько всего вагонов у поезда, какими по счету являются те или иные вагоны.
- используя дополнительные фигуры к палочкам Кюизенера определяем какая палочка больше, какая меньше.
Четвертый этап работы направлен на формирование представлений о составе числа. На этом этапе дети смогу освоить количественные отношения и состав числа. Задания могут быть следующего типа:
- строим лесенку из разного количества одинаковых палочек;
- строим постройку из палочек одного цвета, считаем палочки;
- строим несколько построек и заменяем полоски на более длинные, но величину постройки не меням;
- строим постройки в возрастающем порядке использования полосок;
- предлагается посмотреть сколько в доме 10 этажей поместится палочек разного цвета;
- учим детей составлять число из двух меньших чисел;
- учим увеличивать или уменьшать числа в пределах которые доступны пониманию данному ребенку;
- учим называть числа больше или меньше заданного;
- Чертим отрезок и измеряем сколько палочек разного цвета может поместиться в данном отрезке.
Пятый этап работы с палочками Кюизенера направлен на математические действия с данными палочками. Данные упражнения помогут закрепить названия цветов и числовые обозначения, умение соотносить цвет и число и наоборот. Научат пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации:
- учим понятия: налево, направо
- формируем количественное представление детей (сколько палочек в право/левом углу, а сколько в левом/правом углу;
- учим находить разность чисел;
-учим делить на части целое;
- если уровень развития ребенка позволяет выполнять действия умножения, можно на белых и розовых палочках показать пример умножения.
Шестой этап работы направлен на формирование умение решать логические задачи. Данные задания научат детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации:
- расставь палочки так, чтобы палочка одного цвета была между палочками второго и третьего цвета;
- выясни какой цвет стоит слева от розового/голубого и т. д.
Важно понять! На всех этапах, кроме самого первого, необходимо присутствие и работа взрослого. Самостоятельная работа с палочками Кюизенера не даст никаких результатов.
Учитель-дефектолог
ГКУСО МО «Можайский СРЦН»
Шушпанова Д.И.