Приложение МААМ

Консультация «Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

Вафа Мамедова
Консультация «Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №69».

Статья на тему:

«Игротерапия как средство познавательных процессов у детей дошкольного возраста».

. Выполнила: Мамедова В. Г.

Кострома 2018

Цель: Развитие познавательных процессов посредством игротерапии.

Публикация «Консультация „Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Задача: Изучение психолого - педагогической методической литературы по теме самообразования.

Актуальность: Психолого – педагогическая обусловленность использования игры определяется Д. Б. Элькониным, В. В. Лебединским, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер следует делать упор на ведущую деятельность в данном возрасте - игровую. При работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты игровой терапии, как метода коррекции, в основе которой лежит игра.

Игра – это самое интересное в мире занятие, особенно в дошкольном возрасте. Считается, что это понятие относится к детскому периоду жизни человека. Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. А. Люблинская, С. А. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни ребенка, благодаря которой в его психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Игра является одной из форм проявления активности личности. Суть игры состоит в непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе, направленном на воссоздание и усвоение общественного опыта, и в которой складывается и совершенствуется управление поведение.

Среди игр дошкольников выделяются : сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В этих играх участвуют и вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, воспринимает, говорит, думает; в процессе игры активно работает его память, воображение, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.

Детская игра – это некая форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра является самой универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят прогрессивные изменения в психике и личности ребенка – дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, подготавливает к новым видам деятельности.

Самое любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет и вплоть до младшего школьного возраста (хотя и в старшем возрасте люди сохраняют способность играть) – это игра. Она способствует психической разрядке личности, снятию стрессовых состояний, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка, является для ребенка главным способом обучения (поэтому дети в игре могут неоднократно повторять одни и те же действия, отыгрывать одни и те же бытовые ситуации, осваивая, таким образом, новые паттерны поведения и обучаясь новым видам деятельности).

Игра представляет собой главный способ взаимодействовать друг с другом у детей, и поэтому игра выполняет, в том числе, и функцию социализации, то есть включает ребенка в общественную жизнь. В этом естественном для него занятии ребенок отыгрывает также возникающие у него негативные эмоции и чувства.

О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствуют тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. З. Фрейд писал: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок творец; он создает свой внутренний мир, или, если говорить иначе, он воссоздаёт этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».

Игровая детальность действует на формирование всех психических процессов : развивается произвольное поведение, память, восприятие, внимание и речь. Именно в игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра оказывает большое воздействие и на интеллектуальное развитие дошкольника. Действуя с предметами заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане.

Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Выполняя в определенной игре различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка.

Игровая терапия представляет собой частное направление психотерапии творчеством, которое предполагает оказание помощи терапевтом и достижение психологического благополучия ребенком посредством игровой деятельности. Методы и приемы игровой терапии очень разнообразны и интересны. Игровая терапия дает возможность очень мягко и бережно провести диагностику психологического состояния ребенка, выявить причину проблемы (даже в случае, когда ребенок слишком маленький, чтобы все рассказать и объяснить, а также скорректировать ее, дать ребенку пути ее преодоления). Наблюдения за детьми во время игры позволяют нам выявить проблемы развития и возможные причины их возникновения.

С помощью коррекционных игр и упражнений можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно – образном или даже в словесном плане.

Л. Френк считал, что игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире.

Ж. Пиаже считает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, символическая функция игры является особенно важной.

Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд выделяют пять признаков, по которым игру можно отнести к терапевтическому средству :

• То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.

• Игра – это естественная обстановка для самовыражения ребенка.

• Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.

• Игра позволяет психологу больше узнать об истории жизни ребенка.

• Игра является ключом к строительству хороших отношений между ребенком и психологом и его поведение будет спонтанное.

Именно в игре поведение ребенка впервые превращается из полевого в ролевое, он сам начинает определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, осознавать и оценивать свои действия и многое другое. Все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития в дошкольном возрасте.

Игровая деятельность, как средство обучения, может быть включена в программу в любой раздел и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к собственной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).

Именно поэтому игротерапия выбрана мною, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста : Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. — М. : ТЦ Сфера, 2002.-96 с.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 320 с.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.

4. Игровое обучение детей 5 – 7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н. В. Ивановой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.

5. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 349 с.

6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 112 с.

7. Кэдьюсон Е. С., Шефер Ч. Практикум по игровой терапии. –СПб. : Питер, 2001,-416с.

8. Панфилова М. А. Игротерапия общения : тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : Изд. ГНОМиД, 2001.

9. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. — М., 2006.

10. Экслайн В. Игровая терапия. — М., 2001.

11. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1999.

-

Публикации по теме:

Опыт работы «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают,.

Экспресс-диагностика познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Статья Я,Варданян Виктория Анатольевна, педагог-психолог МБУ «Центра Психолого-Педагогической Медицинской и Социальной Помощи» в рамках.

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста «Дидактические игры своими руками» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Конструирование ​как средство развития познавательных способностей детей  дошкольного возраста в условиях введения ФГОС Слайд №1 Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется отчет по первой годовой задаче «Развитие познавательной и творческой возможности.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста. С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый.

Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников» Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста «Поисково-исследовательская деятельность - как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность:.

Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» Социальный проект «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» (1,6 – 3лет).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 июля 2019 в 00:17
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Вафа Мамедова (УИ 1880708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД