Получи документы

Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игры в шахматы

Евгения Вячеславовна Асанова
Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игры в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы

Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Публикация «Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игры в шахматы» размещена в разделах

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Существует также следующая классификация игр дошкольников :

- сюжетно-ролевые:

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

Влияние шахмат на развитие познавательных процессов дошкольников будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:

– использования методики обучения игре в шахматы для дошкольников;

–учета индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка;

–использования разнообразных игр для организации обучения игре в шахматы;

При обучении детей игре в шахматы можно использовать самые разнообразные игры :

• ролевые и ситуативные игры;

• театрализованные и игры-драматизации;

• дидактические;

• с использованием макетов;

интеллектуально-познавательные.

Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.

При построении системы работы по изучению дошкольниками игры в шахматы стоит обратить внимание на следующие методы:

• Практическая игра;

• Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

• Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

• Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки;

• Участие в турнирах и соревнованиях.

С чего следует начинать обучение шахматной игре в детском саду? Существует много разнообразных приемов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры. Начать следует не с игры в шахматы, а со знакомства с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам.

Стоит начать играть, например, в «ладью». Рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске, где ее «домик», нарядить ее и начать за ней охотиться – и ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик.

Сказки, истории можно придумывать и самим. Не очень складный, но зато яркий образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя, дает гораздо больше, чем сухое объяснение официальных правил.

Сам процесс обучения шахматам должен быть облечен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быстроту и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки» и т. д. Методы и приемы варьируются, но основной остается игра.

На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть всеми фигурами. Соблюдая это условие, дети постепенно приучаются видеть всю доску, а также отдельное поле (клеточку, равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методику необходимо постоянно менять. Наибольшего эффекта можно добиться, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними отдельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего, приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы.

Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания : «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Запретная фигура», «Угадайка», «Пирамида», «Прятки», «Догонялки», «Школа», «Полна горница».

При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания : «Кто быстрее?», «На стуле», «Над головой», «Ряд», «Белые и чёрные», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка».

Совместные усилия педагога и родителей позволит им добиться хороших результатов в формировании познавательных процессов посредством игры в шахматы.

Список литературы:

1. Абрамов С. П., Барский В. Л. Шахматы : первый год обучения. Методика проведения занятий. - М. : ООО "Дайв", 2009. - 256 с.

2. Зайкина В. Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.

3. И. А. Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.

4. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.

5. Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М. : Эгмонт Россия Лтд, 2004;

6. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В.

Публикации по теме:

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника»Фотоотчет «Использование набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольника» В условиях современного мира, наша страна испытывает острую необходимость в квалифицированных кадрах с инженерным образованием. В рамках.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игры в шахматы
Опубликовано: 9 октября 2024 в 12:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игры в шахматы» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Вячеславовна Асанова (УИ 308415) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД