Евгения Вячеславовна Асанова
Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игры в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Публикация «Развитие познавательных процессов старших дошкольников средствами игры в шахматы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Существует также следующая классификация игр дошкольников :
- сюжетно-ролевые:
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Влияние шахмат на развитие познавательных процессов дошкольников будет происходить наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
– использования методики обучения игре в шахматы для дошкольников;
–учета индивидуальных и психологических особенностей каждого ребенка;
–использования разнообразных игр для организации обучения игре в шахматы;
При обучении детей игре в шахматы можно использовать самые разнообразные игры :
• ролевые и ситуативные игры;
• театрализованные и игры-драматизации;
• дидактические;
• с использованием макетов;
• интеллектуально-познавательные.
Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.
При построении системы работы по изучению дошкольниками игры в шахматы стоит обратить внимание на следующие методы:
• Практическая игра;
• Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
• Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки;
• Участие в турнирах и соревнованиях.
С чего следует начинать обучение шахматной игре в детском саду? Существует много разнообразных приемов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры. Начать следует не с игры в шахматы, а со знакомства с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам.
Стоит начать играть, например, в «ладью». Рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске, где ее «домик», нарядить ее и начать за ней охотиться – и ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик.
Сказки, истории можно придумывать и самим. Не очень складный, но зато яркий образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя, дает гораздо больше, чем сухое объяснение официальных правил.
Сам процесс обучения шахматам должен быть облечен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быстроту и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки» и т. д. Методы и приемы варьируются, но основной остается игра.
На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть всеми фигурами. Соблюдая это условие, дети постепенно приучаются видеть всю доску, а также отдельное поле (клеточку, равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методику необходимо постоянно менять. Наибольшего эффекта можно добиться, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними отдельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего, приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы.
Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания : «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Запретная фигура», «Угадайка», «Пирамида», «Прятки», «Догонялки», «Школа», «Полна горница».
При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания : «Кто быстрее?», «На стуле», «Над головой», «Ряд», «Белые и чёрные», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка».
Совместные усилия педагога и родителей позволит им добиться хороших результатов в формировании познавательных процессов посредством игры в шахматы.
Список литературы:
1. Абрамов С. П., Барский В. Л. Шахматы : первый год обучения. Методика проведения занятий. - М. : ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
2. Зайкина В. Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.
3. И. А. Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
4. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.
5. Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М. : Эгмонт Россия Лтд, 2004;
6. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В.