Оксана Подгорная
Развитие познавательных процессов и самоконтроля при использовании ритмических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных процессов и самоконтроля при использовании ритмических упражнений.
Музыка или движение под музыку способны оказывать влияние на когнитивные процессы человека, об этом свидетельствуют работы многих авторов.
Публикация «Развитие познавательных процессов и самоконтроля при использовании ритмических упражнений» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Исследования А. Е. Павлова в ходе проведения когнитивных тестов при сравнении ритмов и мелодий свидетельствуют об активации обоих полушарий, причем в правом полушарии верхняя височная извилина активировалась больше при сравнении мелодий, а в левом при сравнении ритмов.
Работа отделов головного мозга влияет на мыслительные процессы, внимание и речь. Следовательно, музыкальная деятельность, как исполнительская, так и потребительская, позволяет добиваться улучшения межполушарного взаимодействия, объединяя различные способы обработки информации и развивая творческие способности человека и развивает мыслительные процессы. Музыка и движение способствует формированию аналитических мыслительных навыков.
В момент движения под музыку или ритм активизируются сразу несколько областей мозга. Они рассчитывают пространственную ориентацию, силу движения и особенности эмоционального состояния человека. Движение под ритм объединяют в себе музыку, движения, чувства, мысли. При этом задействованы почти все каналы восприятия, в частности, такие основные, как визуальный, слуховой, кинестетический. Музыка стимулирует центр удовольствия (повышает серотонин) в мозге, а движения под музыку или ритм – сенсорные и двигательные процессы.
При постоянной подобной нагрузке мозг начинает лучше работать, развивать свои возможности, укреплять память. По словам исследователей, танцевальные упражнения помогают увеличить количество новых нервных связей в областях, отвечающих за долговременную память и пространственное мышление.
Упражнение 1: Веселые стульчики
Цель: Развитие произвольного внимания, слуховой, зрительной и двигательной памяти, быстроты реакции, овладение навыками управления своим телом и выполнения инструкций, развитие умения распределять внимание.
Участники: Дети от 6 до 18 человек, ведущий.
Реквизит: Детские стулья, мелодия
Описание: Стулья расставляются по кругу. Дети садятся на стулья лицом в центр круга. Ведущий показывает и предлагает детям запомнить несколько простых движений или жестов: хлопки руками, потягивание за мочки ушей, хлопок по коленям или по животу, вытягивание языка и т. п. Под ритмичную музыку необходимо циклично повторять эти движения, чередуя их с пересаживанием на соседний стул справа: Движение1 – пересаживание – Движение2 – пересаживание – Движение1 – пересаживание и т. д.
Затем для усложнения ведущий добавляет по одному новые движения в цикл. Далее по команде ведущего (например, два хлопка руками) меняется направление пересаживания. Для поддержания интереса детей можно предложить им самим придумать новые жесты или последовательность движений.
Можно подобрать музыку с постепенным ускорением ритма.
Упражнение 2: Умные колпачки
Цель: Развитие памяти, речи, внимания, формирование пространственных представлений, обогащение словарного запаса.
Участники: Дети 6 чел., ведущий
Реквизиты: колпачки или стаканчики
Описание: Дети садятся на ковер в кругу. Ведущий просит их показать правую руку, тем самым, выбирая направления движения по кругу. Упражнение начинается с выдачи стаканчика под определенный ритм, который сопровождается словами: «Берешь – отдаешь». После того, как ритм устанавливается, ведущий читает стих или потешку, соблюдая определенный ритм. Далее меняется направление передачи стаканчика в противоположную сторону.
После того как дети запоминают слова потешки, они произносят ее вместе с ведущим в этом же ритме.
Это упражнение можно применять для разучивания стихов, песен, потешек.
Упражнение 3: Цветовая ритмика
Цель: в зависимости от задачи:
1) 6 картинок. Развитие внимания, зрительно моторной координации, памяти.
2) 4 картинки. Развитие слухового и зрительного внимания, чувства ритма.
6 картинок цвета: синий, желтый, красный, зеленый, черный, белый.
Участники: 1 ведущий 1 ребенок. после, того, как ребенок запомнил мелодию и ритм участников можно добавить еще 3 участника по очереди после запоминания
Реквизиты: цветная бумага размера А5. 4 основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий
Описание: ведущий и ребенок садятся друг на против друга. Выкладывают цвета, 4 цвета на столе перед собой.
Реквизиты: Цветная бумага А5. 6 цветов, запись ритмично повторяющиеся мелодия
Игра1. Ведущий, называя цвета, кладет руку на определенный цвет.
Называет 6 цветов в любой последовательности. Ребенок повторяет.
Игра2. Звучит музыка. Ведущий отстукивает ритм под музыку, переставляя руки по определенным цветам. Ребенок повторяет.
Упражнение 4: Ритмопластика. Танец животных.
Цель: развивать слуховую, зрительную, память, внимание, координацию, умение согласовывать движения с музыкой.
Снять напряжение и получить заряд положительных эмоций
Участники: до 20 человек.
Важно, чтобы всем было видно ведущего.
Реквизиты: Музыка со словами про животных
Описание: Песня сопровождается несложными жестами в соответствии с текстом песен.
Дети встают хаотично, но так чтобы видеть ведущего. Ведущий предлагает прослушать композицию, вспомнить какие животные там были и придумать движение изображающие этого животного.
Упражнение 5: Летка-енька. Руки вместо ног
Цель: Тренировка внимания, воображения, памяти и умения согласовывать движения с музыкой. Снять напряжение и получить заряд положительных эмоций.
Участники: группа детей от 6 до 20 человек.
Реквизиты: Музыка, обувь.
Описание: Дети снимают обувь надевают ее на руки и располагаются по кругу.
Далее под музыку выполняют движения руками на которых надета обувь. Повторяют за ведущим.