Наталия Комина
Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Тема. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций
2 слайд. Проблеме развития познавательной деятельности посвящены труды многих ученых-педагогов (Г. И. Щукиной, Л. М. Аристовой, М. А. Данилова) и др. Эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной.
Публикация «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций» размещена в разделах
Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Игровые действия и ситуации оказывают умственное состояние на развитие ребенка дошкольного возраста.
Известно, что решение проблемных ситуаций в игровой деятельности дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
В процессе познавательной деятельности с детьми необходимо обеспечивать возможность для реализации возрастного потенциала и проявления индивидуальности каждого ребенка. Необходимо строить образовательно-игровую деятельность таким образом, чтобы ребенок не просто «усваивал» информацию, а познавал мир, вступал с ним в активный диалог, искал ответы на свои вопросы, не останавливался на достигнутом.
3 слайд.
Использование проблемных ситуаций в образовательной деятельности с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Проблемная ситуация это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы
К тому же, это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать
Другими словами, это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие.
Как одна из разновидностей, игровая проблемная ситуация это теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения
Решение проблемно-игровых ситуаций это решение задач, на основе ранее усвоенных знаний и способов деятельности
4 слайд.
Цели и задачи данного направления представлены на слайде.
Цель: Развитие познавательной деятельности через решение проблемно-игровых ситуаций
Задачи:
способствовать развитию познавательной деятельности детей посредством способов достижения решения проблемных ситуаций в игре;
активизировать мыслительные процессы ;
развивать умение взаимодействовать в сюжетах с другими действующими лицами;
Формировать интерес к решению проблемно-игровых ситуаций.
5 слайд. Ю. К. Бабанский выделяет следующие требования к проблемным ситуациям :
Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;
Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;
Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.).
6 слайд.
Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.).
Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук предлагают алгоритм конструирования проблемно-игровых ситуаций
1 шаг - обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача
2 шаг - формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме, вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных)
3 шаг - формулировка противоречия
4 шаг - ИКР (идеальный конечный результат) — сам объект решает задачу, используя свои ресурсы
5 шаг - обследование ресурсов объектов для решения противоречия
6 шаг - формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения
7 шаг - рефлексия: Что делали? Как? Зачем?
7 слайд.
Выделяют следующие средства развития познавательной деятельности :
Предметно-преобразующая деятельность детей;
Образовательная деятельность;
Игровая деятельность
Художественно-продуктивная деятельность
Речевая деятельность
Современные образовательные технологии (технология проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; технология социального партнерства
Приемы и методы создания проблемной ситуации :
подведение детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
постановка проблемных задач
8 слайд. Немаловажную роль в развитии данного направления играет развивающая предметно-пространственная среда.
Предметно-пространственная развивающая среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов и имеет следующие требования:
содержательно-насыщенная;
трансформируемая;
полифункциональная;
доступная;
безопасная
В развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций рекомендуется зонировать пространство с помощью подвижных центров:
Спокойная зона: книжный центр; центр уединения; центр природы (растительный мир)
Активная зона: игровой центр; спортивный центр; центр конструирования; центр ряжения, музыкальный центр
Рабочая зона: размещение оборудования для организации НОД и совместной деятельности : центр экспериментирования с водой и песком и др. ; изоцентр, выставка детского творчества; игры на развитие мелкой моторики; центр дежурных
9 слайд. Использование информационно коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний.
Цифровые и медиа ресурсы применяемые педагогнами в ДОУ:
- для создания и применения продукции в работе с детьми
Презентации, видеофрагменты, интерактивные схемы, мультфильмы, электронные книги
Интерактивные доски, полы, столы, программируемые игрушки (Игрушки Bee-Bot, LEGO WeDo, CuiCui, Roamer или Roamer-Too)
- для создания продуктов вместе с детьми
Детские электронные книги и альбомы
Мультстудия, виртуальная экскурсия
10 слайд. Однако, стоит учитывать трудности в организации процесса, направленного на развитие интереса к сверстникам средствами игровой деятельности, с которыми может столкнуться педагог:
ограниченное финансирование, недостаточное обеспечение ИКТ-оборудованием;
слабость материально-технической базы;
недостаточность знаний коллектива о данном направлении;
трудности адаптации новых педагогических кадров в связи с предъявляемыми требованиями формирования развивающей предметно-пространственной среды с использованием икт в ДОО;
отсутствие заинтересованности деятельностью ДОО у определённой части родителей.
11 слайд. Несмотря на возникающие трудностей, в результате целенаправленной работы по данному направлению через решение проблемно-игровых ситуаций происходит :
развитие познавательной деятельности детей посредством способов достижения решения проблемных ситуаций в игре
активизированы мыслительные процессы
развито умение взаимодействовать в сюжетах с другими действующими лицами;
сормирован интереса к решению проблемно-игровых ситуаций.
12 слайд. Для рассмотрения данной темы была использована следующая психолого-педагогическая литература, которая представлена на слайде.