МААМ-картинки

Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций

Наталия Комина
Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд. Тема. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций

2 слайд. Проблеме развития познавательной деятельности посвящены труды многих ученых-педагогов (Г. И. Щукиной, Л. М. Аристовой, М. А. Данилова) и др. Эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной.

Публикация «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций» размещена в разделах

Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Игровые действия и ситуации оказывают умственное состояние на развитие ребенка дошкольного возраста.

Известно, что решение проблемных ситуаций в игровой деятельности дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

В процессе познавательной деятельности с детьми необходимо обеспечивать возможность для реализации возрастного потенциала и проявления индивидуальности каждого ребенка. Необходимо строить образовательно-игровую деятельность таким образом, чтобы ребенок не просто «усваивал» информацию, а познавал мир, вступал с ним в активный диалог, искал ответы на свои вопросы, не останавливался на достигнутом.

3 слайд.

Использование проблемных ситуаций в образовательной деятельности с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Проблемная ситуация это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы

К тому же, это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать

Другими словами, это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие.

Как одна из разновидностей, игровая проблемная ситуация это теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения

Решение проблемно-игровых ситуаций это решение задач, на основе ранее усвоенных знаний и способов деятельности

4 слайд.

Цели и задачи данного направления представлены на слайде.

Цель: Развитие познавательной деятельности через решение проблемно-игровых ситуаций

Задачи:

способствовать развитию познавательной деятельности детей посредством способов достижения решения проблемных ситуаций в игре;

активизировать мыслительные процессы ;

развивать умение взаимодействовать в сюжетах с другими действующими лицами;

Формировать интерес к решению проблемно-игровых ситуаций.

5 слайд. Ю. К. Бабанский выделяет следующие требования к проблемным ситуациям :

Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;

Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.

Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;

Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;

Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.).

6 слайд.

Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.).

Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук предлагают алгоритм конструирования проблемно-игровых ситуаций

1 шаг - обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача

2 шаг - формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме, вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных)

3 шаг - формулировка противоречия

4 шаг - ИКР (идеальный конечный результат) — сам объект решает задачу, используя свои ресурсы

5 шаг - обследование ресурсов объектов для решения противоречия

6 шаг - формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения

7 шаг - рефлексия: Что делали? Как? Зачем?

7 слайд.

Выделяют следующие средства развития познавательной деятельности :

Предметно-преобразующая деятельность детей;

Образовательная деятельность;

Игровая деятельность

Художественно-продуктивная деятельность

Речевая деятельность

Современные образовательные технологии (технология проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; технология социального партнерства

Приемы и методы создания проблемной ситуации :

подведение детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

постановка проблемных задач

8 слайд. Немаловажную роль в развитии данного направления играет развивающая предметно-пространственная среда.

Предметно-пространственная развивающая среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов и имеет следующие требования:

содержательно-насыщенная;

трансформируемая;

полифункциональная;

доступная;

безопасная

В развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций рекомендуется зонировать пространство с помощью подвижных центров:

Спокойная зона: книжный центр; центр уединения; центр природы (растительный мир)

Активная зона: игровой центр; спортивный центр; центр конструирования; центр ряжения, музыкальный центр

Рабочая зона: размещение оборудования для организации НОД и совместной деятельности : центр экспериментирования с водой и песком и др. ; изоцентр, выставка детского творчества; игры на развитие мелкой моторики; центр дежурных

9 слайд. Использование информационно коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний.

Цифровые и медиа ресурсы применяемые педагогнами в ДОУ:

- для создания и применения продукции в работе с детьми

Презентации, видеофрагменты, интерактивные схемы, мультфильмы, электронные книги

Интерактивные доски, полы, столы, программируемые игрушки (Игрушки Bee-Bot, LEGO WeDo, CuiCui, Roamer или Roamer-Too)

- для создания продуктов вместе с детьми

Детские электронные книги и альбомы

Мультстудия, виртуальная экскурсия

10 слайд. Однако, стоит учитывать трудности в организации процесса, направленного на развитие интереса к сверстникам средствами игровой деятельности, с которыми может столкнуться педагог:

ограниченное финансирование, недостаточное обеспечение ИКТ-оборудованием;

слабость материально-технической базы;

недостаточность знаний коллектива о данном направлении;

трудности адаптации новых педагогических кадров в связи с предъявляемыми требованиями формирования развивающей предметно-пространственной среды с использованием икт в ДОО;

отсутствие заинтересованности деятельностью ДОО у определённой части родителей.

11 слайд. Несмотря на возникающие трудностей, в результате целенаправленной работы по данному направлению через решение проблемно-игровых ситуаций происходит :

развитие познавательной деятельности детей посредством способов достижения решения проблемных ситуаций в игре

активизированы мыслительные процессы

развито умение взаимодействовать в сюжетах с другими действующими лицами;

сормирован интереса к решению проблемно-игровых ситуаций.

12 слайд. Для рассмотрения данной темы была использована следующая психолого-педагогическая литература, которая представлена на слайде.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций
Опубликовано: 31 мая 2023 в 16:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через решение проблемно-игровых ситуаций» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Комина (УИ 1152780) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД